Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет.
Дефектология
Автор: Тимербаева Гульнара Робертовна   
23.03.2025 08:06

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет. Конспект занятия по звуковой культуре речи «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» в группе № 1 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-7 лет.

Форма проведения: индивидуальная. Образовательная область «Речевое развитие».

Выполнил: учитель — дефектолог Тимербаева Гульнара Робертовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Постановка звука «Ж».

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ж».

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

  • научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам
  • закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов
  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов
  • упражнять детей в деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат
  • развивать фонематический слух
  • устранять дефектное произношение звука «Ж»
  • развивать грамматический строй речи, формировать навык самоконтроля за собственной речью
  • развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • воспитывать стремление овладеть правильной речью
  • воспитывать самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, показ артикуляции.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.

Практические: дидактические игры и упражнения.

Средства реализации: пчелка игрушка Жужа, зеркала на каждого ребенка, вертушки. Предметные картинки: (пиджак, жилетка, пижама, звуковые дорожки).

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Учитель – дефектолог. Дети, сегодня у нас необычный день, к нам пришла гостья. Давайте поздороваемся.

Сядем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!" друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Учитель — дефектолог: молодцы, дети!

А сейчас я хочу вам загадать загадку.

Послушайте внимательно!

Над цветком она жужжит

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

А зовут её? (пчела)

Дети: пчела.

Сюрпризный момент, появление пчелки Жужа.

Учитель-дефектолог: да, это пчелка по имени Жужа.

Она прилетела к нам сегодня в гости.

Здравствуй, милая пчела! Как здоровье, как дела?

Жужа: все тружжжжусь и все жжужжжу! Я на месте не сижжжжу!

Учитель-дефектолог: а как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?

Дети: Ж-Ж-Ж.

Учитель-дефектолог: верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.

Учитель-дефектолог: чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ж], давай потренируем язычок.

Дыхательная гимнастика

А теперь давайте мы с вами подуем на наши вертушки.

Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибочек», «Чашечка», «Лошадка».

Темп выполнения наращивается постепенно.

Основная часть.

Уточнение артикуляции, характеристика звука:

Учитель-дефектолог: возьмите зеркала в руки.

Давайте произнесем звук «ж». Какими должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук «ж»?

Учитель-дефектолог: губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Учитель-дефектолог: давайте мы сейчас определим, какой это звук?

«Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «ж», слышите шум в наушниках?

Учитель-дефектолог: значит звук [ж] какой?

Дети: звук [ж] звонкий, согласный.

Учитель-дефектолог: молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Арсений, дай полную характеристику звука [ж].

Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

Учитель-дефектолог: Молодец! Правильно.

Учитель-дефектолог: а теперь дети, давайте мы немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз — росой они умылись (умываются)

Два — изящно потянулись (тянутся)

Три — нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат).

Развитие фонематического восприятия со звуком [ж].

Учитель – дефектолог: давайте, как пчелки, вместе с Жужей полетим по дорожкам.

«Разноцветные дорожки»

«лети» (веди пальчиком) поочерёдно по каждой дорожке и пой, как пчелка: Ж-Ж-Ж. «лететь» и жужжать надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановись, сделай вдох, «лететь» и жужжи дальше.

Учитель-дефектолог: дети, сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук [ж]»

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж].

Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.

Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.

Учитель-дефектолог: следующая игра «Определи места звука «ж» в слове». Картинки (пиджак, жилетка, пижама, фуражка, босоножки, сапожки).

Я буду показывать вам картинки, и называть слова. Вы должны будите определить, где находится звук «ж», в начале, в середине или в конце слова.

Игра «Раздели слово на слоги».

Учитель – дефектолог: а теперь давайте посчитаем, сколько слогов в названии каждого предмета. Сколько слогов в слове пиджак?

Дети «прохлопывают» каждое из предложенных педагогом слов (индивидуальные ответы детей.

«Чистоговорки пчелки Жужи”.

Учитель-дефектолог: дети, я сейчас буду говорить чистоговорки а вы повторять за мной.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа

ЖИ-ЖИ-ЖИ – но не шьют увы ежи

ЖУ-ЖУ-ЖУ – нитки не нужны ежу.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – это песня о еже.

Учитель-дефектолог:

Дети, вы сегодня хорошо справились с заданиями пчелки Жужи.

И Жужа говорит, что ей понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!

Давайте скажем ей до свидания!

Итог: дети, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Дети: да, понравилось.

Учитель-дефектолог: с каким звуком мы познакомились?

Дети: со звуком «Ж».

Учитель-дефектолог: какой он?

Дети: твердый согласный, звонкий.

Учитель-дефектолог: какие слова вы запомнили с этим звуком?

Дети: пиджак, пижама, жилетка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год