Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду»
Фольклор
Автор: Сетракова Людмила Николаевна   
30.03.2025 19:57

«Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду»«Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду»

ШМП

Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду помогает:

  • Познакомить детей с культурой и красотой родного края. Это воспитывает чувство патриотизма и любви к своей малой родине и великой стране России.
  • Совершенствовать физические способности детей. Игры развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость.
  • Формировать знания о народной казачьей культуре. Дети узнают о содержании и правилах казачьих игр, а также о быте и традициях казаков.
  • Развивать навыки поведения и качества личности. Например, доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
  • Для успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс необходимо соблюдать следующие требования:
  • Взаимосвязь игр и материалов государственных программ воспитания и обучения.
  • Соотношение используемых игр с региональными особенностями. 1
  • Изучение правил и игровых действий. 1
  • Совместное изготовление атрибутов и игрушек. 1
  • Разучивание текста к подвижной игре. 1
  • Соответствие казачьих игр педагогическим задачам, условиям проведения, уровню физического развития и физической подготовленности играющих. 1

Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Через подвижную игру, ребёнок приобретает нравственные качества, происходит знакомство с бытом, обычаями традициями разных народов.

У каждого народа есть своя неповторимая история — это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры.

Пока жива история народа — жив и сам народ. В играх, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир детей и их физическое развитие.

На протяжении трехсот лет в России в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению..

Казачьи подвижные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелых трудовых будней взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Каждая игра, каждая забава имеет свою суть, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.

Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Особенность казачьих подвижных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

Игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Сменность условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А самое важное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость. Детские казачьи игры способствуют развития волевых и физических качеств личности, помогут детям приумножить свои силы и укрепить здоровье.

Казачьи игры включают такие игры: ЧЕХАРДА, БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ, КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ, САЛКИ, ЖМУРКИ, ЦЕПИ-ЦЕПИ, РУЧЕЁК.

ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ.

На земле очерчиваются мелом 2 полосы на расстоянии примерно 20 метров.

Все игроки становятся с одной стороны, водящий – с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: "Тише едешь-дальше будешь. Стоп."

Фразу можно произносить как угодно — намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее — в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) — тот выбывает из игры

Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего – он занимает его место, и игра начинается сначала.

ИГРА В ШАПКУ

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу не удается поймать шапку, то он садится в кругу, а тот игрок, у кого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной площадке один из играющих ( «болван»)

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих ( «болван»)

садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР, МОРОЗ

Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.

Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,

Словно белые пушинки

На дороги, на поля.

Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

«Шкракобушка»

Собирается группа детей; один из них отделяется и спрашивает у детей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?»«Муку молол». – «Что вымолол?»«Копеечку». – «Что купил?»«Калачик». – «С кем съел?»«С тобой». – «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого – нибудь из детей, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного ребенка со словами: «Шкракобушка», шкракобушка!» Он же старая емуется поймать кого – нибудь, если это удается ему, то делается шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.

Игра «Хваталки»

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50 – 60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие – нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Очень важно и актуально восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.

Внедряя региональный компонент в работе с детьми, мы знакомим наших воспитанников с культурой и красотой родного края, воспитываем чувство патриотизма и любви к своей малой родине и великой стране России!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год