Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»
Фольклор
Автор: Акумбатова Евгения Викторовна Шалагина Анна Александровна   
27.03.2025 14:54

Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»

Автор: Акумбатова Евгения Викторовна, Шалагина Анна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад д.Черная речка» Томского района. Населенный пункт: Томская область, Томский район, д.Черная речка

Актуальность проекта:

В наше время высоких технологий мы всё реже обращаемся к традициям и обычаям своего народа. Как жили люди раньше? Как они работали и отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времён и вернуть утраченные ценности.

 

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение. Эти игры ценны для наших детей с педагогической точки зрения: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера и воли, укрепляют ребёнка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны. Часто они сопровождаются неожиданными моментами и любимыми детьми считалками.

Данный проект направлен не только на знакомство детей с народными игровыми традициями и разными народами России, но и на изучение территориального проживания этих народов на карте России через увлекательное путешествие.

Проблема:

В ходе беседы с детьми мы выяснили, что не все они знают, какие народы проживают на территории России, а о народных игровых традициях им известно ещё меньше.

Этот проект поможет детям расширить свои знания о народных играх. Чтобы поддержать интерес к народным играм, мы использовали географическую карту. Она наглядно показала, где живут те или иные народы, а также позволила объединить игру с национальной одеждой.

Цель проекта:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с игровыми традициями народов, населяющих Россию с помощью географической карты.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей о разнообразии игровых традиций различных народов России.
  2. Создать условия для формирования у детей целостной картины многонациональности России.
  3. Формировать умение ориентироваться на географической карте России.
  4. Способствовать формированию культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать двигательные качества: скоростно-силовые, координацию, ловкость.
  2. Стимулировать проявления любознательности в отношении игровых традиций.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
  2. Воспитывать культуру поведения во время игры и стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Тип проекта: познавательно – игровой

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 4 недели (10. 02. 2025 – 10. 03. 2025)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Объект исследования: игровые традиции народов России.

Предмет исследования: народные игры, которые помогают познакомить детей с народом, бытом, занятиями и территорией проживания.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Ожидаемый результат:

  • получение знаний об игровых традициях народов России;
  • проявление интереса к народам, их быту, занятиям и территории проживания;
  • умение ориентироваться на географической карте России;
  • формирование навыка самостоятельно организовать игры со сверстниками;
  • развитие нравственных качеств, воспитание сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей;
  • воспитание чувство патриотизма общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Новизна данного проекта:

Проект предлагает интересный подход к использованию географической карты России. Вместе с детьми мы заселяли карту народами, что не только дает новые знания, но и позволяет погрузиться в увлекательные игровые традиции.

Методы и приемы реализации проекта: словесный, игровой, наглядный, практический.

Педагогические технологии реализации проекта: здоровьесберегающие, проектная, игровая, информационно-коммуникационные технологии.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, народных костюмов, иллюстраций по теме проекта, вовлечение в проект родителей.

2. Организационный этап:

Разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми, совместное с детьми создание этнической карты.

3. Формирующий этап:

Проведение образовательной деятельности, бесед, народных игр, викторины с родителями «Знатоки народных подвижных игр».

4. Заключительный этап:

Итогового мероприятия на тему: «Игропутешествие по России», оформление картотеки «Игры народов России», анализ полученных результатов, обобщение опыта на семинарах и создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением на официальном сайте ДОУ.

Этапы реализации и содержание проекта:

1 этап: Подготовительный

  1. Изучение литературы.
  2. Разработка познавательно – игрового проекта «Игропутешествие по народным играм России».
  3. Подбор народных костюмов, иллюстраций, игрового инвентаря, приобретение карты России.
  4. этап: Организационный
  5. Разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми,
  6. Совместное с детьми оформление этнической карты.
  7. Подбор вопросов к викторине «Знатоки народных подвижных игр» и создание её в Яндекс форме.

3 этап: Формирующий

Реализация плана:

Тематический план разучивания подвижных народных игр

Дата

Виды народных игр

Название игры

Цель игры

10.02.25

Русская народная игра

«Дударь»

формировать доверительные отношения в детском коллективе

12.02.25

Татарская народная игра

«В узелки»

активизировать внимание, ловкость и быстроту движений участников

17.02.25

Цыганская народная игра

«Шатёр»

создавать условия для свободного самовыражения детей, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности

19.02.25

Игра народов крайнего севера

«Отбивка оленей»

развивать силу, ловкость, координацию движений и гибкость

24.02.25

Башкирская народная игра

«Голуби»

развивать внимание, быстроту реакции, пространственную ориентировку

26.02.25

Народная игра казаков

«Конные скачки»

развивать быстроту реакции, двигательную активность и реакцию на сигнал

03.03.25

Чеченская народная игра

«Отдай платочек»

развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание

05.03.25

Бурятская народная игра

«Верблюжонка верблюд ловит»

развивать умение быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения

10.03.25

Итоговое мероприятие «Игропутешествие по России»

Работа с родителями: викторина для родителей «Знатоки народных подвижных игр».

4 этап: Заключительный

Итоговые мероприятия:

Совместный досуг с детьми старшей разновозрастной группы «Игропутешествие по России»

Продукты проекта:

- Картотека подвижных игр народов России.

- Атрибуты для подвижных игр народов России.

- По итогу викторины пост в официальной группе ВК «Знатоки народных подвижных игр»

Что дети узнали нового во время проекта:

  1. Игровые традиции народов России.
  2. Народные игры раскрывают: быт, занятия и территорию проживания народа.
  3. Где проживает тот или иной народ России с помощью карты.
  4. Национальная одежда и игровые атрибуты.

Перспективы проекта:

Данный проект можно реализовать в любых дошкольных учреждениях. Решаемая проблема вызывает интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.

Заключение:

            В рамках проекта мы хотели, чтобы дети усвоили и закрепили знания об игровых традициях народов России. Этот проект позволил ребятам ответить на множество вопросов, расширить их представления о нашей стране с помощью географической карты и сформировать общее понимание о культуре, быте и национальной одежде народов России. Кроме того, проект способствовал развитию у детей навыков ориентирования на географической карте России.       

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год