Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие инженерных и творческих способностей детей с ТНР средствами конструктивно — модельной деятельности»
Конструирование
Автор: Шпотова Вера Викторовна Колесникова Майя Сергеевна Белоусова Светлана Сергеевна Гладкова Евгения Александровна   
31.03.2025 13:54

«Развитие инженерных и творческих способностей детей с ТНР средствами конструктивно — модельной деятельности»«Развитие инженерных и творческих способностей детей с ТНР средствами конструктивно — модельной деятельности»

Педагогическая статья

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Активная деятельность ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызывавших у него интерес и переживаний.

 

Скачать конспект

Основная задача логопедической работы – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.

Коррекционная работа с детьми с тяжелым нарушение речи разнообразна, и одним из видов является конструирование. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Поэтому работа по развитию речи с применением разных видов конструкторов делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А это, в свою очередь, помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее приемы, тем успешнее формирование речи.

Особое влияние конструирования на формирование речи состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором оказывают положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможно.

Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Поэтому применение конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимыми в коррекционной работе. Конструкторы помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Конструирование — первый шаг к техническому творчеству детей, оноотносится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Свою работу по конструированию мы запланировали и реализуем по двум направлениям: техническое и художественное. Для этого используем УМК (учебно-методический комплект) «Конструирование с детьми дошкольного возраста» О.Э. Литвиновой на занятиях и парциальную образовательную программу «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А. Лыковой для самостоятельной и индивидуальной работы с воспитанниками.

Целью обучения по конструированию является развитие технических (инженерных) и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Конструктивно — модельная деятельность:

  • стимулирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности
  • развивает у детей сенсорные представления
  • совершенствует высшие психические функции (память, внимание, мышление, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение)
  • способствует развитию конструкторских, инженерных навыков, творческих способностей
  • тренирует пальцы кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму; развивает глазомер
  • способствует сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Некоторые преимущества использования конструирования для детей с ТНР:

  • Развитие речи. Конструирование отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
  • Формирование лексико-грамматических категорий. Работа по лексическим темам с помощью конструктора позволяет детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.
  • Развитие коммуникативных навыков. Конструктивная деятельность помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха.
  • Развитие сообразительности и изобретательности.
  • Тренировка усидчивости и внимательности.
  • Выстраивание логических цепочек.

Для успешного обучения в данном направлении мы создали уголок по конструктивно-модельной деятельности «Самоделкин». Он безопасен, доступен, трансформируем, соответствует возрасту, разнообразен, полифункционален, вариативен и практичен.

Уголок конструирования регулярно пополняется методическими пособиями, материалом и оборудованием.

Для технического конструирования в нашем уголке имеются:

  • строительные конструкторы (деревянные, пластиковые геометрической формы);
  • наборы конструкторов, имеющих разные способы крепления; наборы для моделирования, которые позволяют детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество;
  • игрушки для обыгрывания построек, сюжетно-ролевых игр;
  • схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначения;
  • дидактические игры и методические пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, кубики Никитина, математический планшет, счетные палочки и др.
  • Крупногабаритный деревянный напольный конструктор;
  • Конструкторы из серии «LEGO» и «ТИКО»; строительные материалы (деревянные окрашенные детали геометрической формы);
  • коврики — трансформеры из мягкого пластика.

Для художественного конструирования:

  • материал для конструирования из бумаги, природный, бросовый и вспомогательный (пластилин, клей, проволока, мелкие элементы для декорирования);

Конструирование тесно связано со всеми видами деятельности: игрой, познавательным развитием, развитием речи, музыкальными занятиями, изобразительной деятельностью. Поэтому при перспективном планировании работы по конструктивно-модельной деятельности используем интегрированный подход.

По направлению «Техническое конструирование» нами используется различные формы организации обучения:

- Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить — что, зачем; как лучше, чем закончить.

- Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляется модель, скрывающая от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.

- Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчёркивают ее практическое назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.

Выполнение детьми построек по словесному описанию, способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание — поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

- Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешними и функциональными особенностями объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности.

- Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, мы используем разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт, картинки, схемы построек и многое другое, что могло бы помочь детям в выборе образца для собственного творчества.

- Конструирование по теме. Детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений. Дети старшего дошкольного возраста, конструируя, обогащают словарь, развивают грамматический строй речи, речевую активность в пространстве предмета.

Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией.

Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь.

Работа по развитию связной речи с применением активного конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания.

Созданные изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий у детей развивается логическое мышление, формируются конструкторские навыки, умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами.

Одним из эффективных методов развития познавательной активности дошкольников является проектная деятельность. Нами был реализован краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект «Юный инженер», который был направлен развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон детской речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности с использованием различных конструкторов LEGO и других конструкторов нового поколения, таких как ТИКО. Нами были выбраны следующие формы работы:

-Беседы «Знакомство с профессиями инженер, конструктор, архитектор», «Знаменитые изобретатели».

-Чтениестихотворений К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Про конструктор», рассказа «Как ребята построили дом» стихотворения В. Маяковский «Строители», рассказа Н. Калинина «Разве так играют?».

-Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Строим мосты».

После того как построили, предлагаем поиграть в дидактические игры «Найди такую же деталь», «Найди свой гараж», «Запомни расположение», «Что изменилось?», «Найди постройку», «Чья команда быстрее построит», «Невообразимые фигуры» (строительство замысловатых фигур из конструктора).

- Сюжетно-ролевые игры «Мы строители», «Инженеры».

С родителями провели ряд консультаций «Конструирование в жизни ребенка», «Как выбрать конструктор для детей старшего дошкольного возраста». Также привлекали их в роли консультантов для детей при создании чертежей и схем будущих конструкций зданий, мостов, техники.

Одним из продуктов проекта стала выставка поделок, оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

А также завершением работы по проекту стала игровая деятельность с постройками. Дети совместно собирали общую готовую конструкцию и обыгрывали ее. В ходе этой деятельности мы совместно с детьми провели анализ качества каждой отдельной конструкции и конструкции в целом (соответствие замысла, аккуратности, прочности, привлекательности, функциональности, устойчивости)

В ходе наблюдения за конструктивной и игровой деятельностью детей, для себя мы сделали вывод: дети, которые больше конструируют, проявляют активность к созидательной деятельности; у них лучше сформирован социально- эмоциональный интеллект, мелкая моторика рук; а также желание экспериментировать и изобретать; развиты логическое, пространственное, математическое, ассоциативное мышление, память, а это является основой речевого развития. Мы отметили, что, работая с конструкторами, наши дети становятся более усидчивыми, внимательными, а застенчивые дети более уверенными.

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.

Таким образом систематическая и целенаправленная работа по конструктивно-модельной деятельности с детьми с ТНР способствует развитию познавательного интереса, конструктивных способностей, логического и пространственного мышления. Это всё положительно влияет на развитие речи и является эффективным средством подготовки их к обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год