Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нейроупражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
Логопедия
Автор: Аксянова Альфия Резвановна   
25.02.2025 18:04

«Нейроупражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»«Нейроупражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

В моей практике главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге я решила остановиться на методике образовательной кинезиологии – нейрогимнастики. Нейроигры – это специальные игровые комплексы упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие психических процессов ребёнка через движение. Такие игры задействуют мозг ребенка, развивают межполушарные связи, активизируют речь, повышают концентрацию внимания, память, мышление, работоспособность, развивают мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

В логопедической работе можно эффективно использовать нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры целесообразно применять на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи. Нейроупражнения можно использовать в качестве динамических пауз или как организационный момент перед началом занятия. Упражнения проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми логопедической группы — это активизация развития речи у детей. В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель.

 

Упражнение «Пальчики поздоровались». Ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и левой руки начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданные слоги (звуки, слова): са-са-са-са. Ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.

Упражнение «Ручки здороваются. Ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый палец правой с соответствующим пальцем левой руки и произносит заданный слог: ла-ла-лала. Ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.

Упражнение «Повторялки». Цель игры: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма. Ребенок называет слово и показывает позы двумя руками.

Упражнение «Лабиринт» Ребенок проходит лабиринт одновременно двумя руками, произнося при этом нужный звук, слог или слово. Ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.

Упражнение «Зеркальное рисование» Ребенок, взяв в обе руки по карандашу, обводит зеркально-симметричные рисунки, проговаривая звуки, слоги или слова.

«Нейродорожки» Ребенок прорисовывает симметричные фигурные линии двумя руками или выкладывает дорожки из камешков Марблс, проговаривая звуки (слова) с одновременным движением обеих рук по дорожкам, но в разных направлениях.

Нейроигры на автоматизацию и дифференциацию звуков можно выполнять также с использованием массажных мячиков, шариков Су Джок или мячей-прыгунов. Все действия с массажными мячиками (шариками) выполняются с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов, чистоговорок, скороговорок, коротких стихотворений и текстов.

Таким образом, следует отметить, применение нейроупражнений стимулирует речевую активность детей, развивает слухоречевое внимание, нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка, познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Аксянова Альфия Резвановна. Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №8 «Южный остров», р.п. Новоспасское, Ульяновская область.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год