Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ
Занятия по Музыке
Автор: Горбанева Ольга Викторовна   
17.04.2025 05:18

Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУРазвитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ

Горбанева Ольга Викторовна, музыкальный руководитель МАДОУ №82 г.Томск

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение воспитанников духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому его развитие очень важно на начальном этапе обучения. Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

 

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

И поэтому тема «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях» актуальна.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

  • Упражнения и игры на развитие чувства ритма
  • Ритмические слоги

Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

  • любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро
  • ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее
  • с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм
  • ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять
  • ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.
  • Игры с картинками
  • Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Андрей-Воробей, не гоняй голубей (попеременно шлепать по коленям ладошками)

Гоняй галочек из-под палочек (хлопок в ладоши, шлепок по коленям)

Не клюй песок, не тупи носок (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Пригодится носок клевать колосок! (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

  • Знакомство с длительностями
  • Знакомство с паузой

Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания. Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках.

-Ритмические формулы песенок – попевок

Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух — это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.

Речевое упражнение — это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.

В первом варианте упражнения — это пальчиковая гимнастика, где с детьми нужно осваивать равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача взрослым — вначале музыкальным руководителем, затем воспитателем — ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом Т.Ковалевской была издана замечательная книга «Музыкальные пальчиковые игры». В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация — картинка, иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами. Это очень редкое издание, поэтому некоторые пальчиковые игры, которые я часто использую в работе, даны в приложении и переработаны мной.

Речевое упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).

Большое разнообразие ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка. В работе можно использовать наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней.

В речевых упражнениях нужно использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.

Наблюдения показали, что детям нравится игра голосом и фонемами — звуковыми элементами речи. Такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению. Ритмически организованные слоги, фонемы используют как остинатное сопровождение к стишкам, как фон для речевых упражнений.

Фонемы, дополненные движением, или "пластическим жестом" (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты.

Развитию чувству ритма нужно уделять внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических упражнениях, под звучание ритмичной музыки. Такие задания нужно выполнять детьми в течение года ("Хлопаем в такт", "Шагаем под музыку"). Также предлагается услышать и передать в хлопках "как бьется сердце музыки" — метрическую пульсацию.

В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Как же вызвать у детей потребность в движении. Пришла к выводу что, нужно движения преподносить им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавлять музыкальное сопровождение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год