Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»
Нравственное воспитание
Автор: Иванникова Марина Дмитриевна   
22.03.2025 11:43

Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»

Направление: «Нравственно – духовное развитие»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Время проведения: март 2025г.

Место проведения: МБОУ ВМО «Федотовская средняя школа» (дошкольное отделение), группа «Непоседы»

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Иванникова Марина Дмитриевна

 

Скачать конспект

Цель: помощь детям в самопознании и самопринятии своего имени.

Образовательные задачи.

  1. Дать представление о разном звучании имени – кратком, полном, ласковом.
  2. Актуализировать знания детей о том, как раньше на Руси давали имена наши предки.
  3. Актуализировать знания детей о значениислов «имя», «отчество».
  4. Учить детей образовывать от своего имени полное имя и отчество.
  5. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй.
  6. Формировать основы культуры общения, социально-коммуникативные навыки.
  7. Закрепить понятие – бейджик, и навык изготовления бейджика своими руками.

Развивающие задачи.

  1. Развивать связную речь. Активизировать диалогическую речь.
  2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  3. Развивать умение пользоваться графическими знаками, схемами, ребусами.
  4. Развивать само- и взаимоконтроль.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени.
  2. Воспитывать желание работать самостоятельно и в команде.
  3. Воспитывать уважение к своему имени; дружелюбие по отношению к окружающим.

Предварительная работа: презентация «Что обозначает мое имя»,

Презентация «Как давали имена на Руси»

Презентация «Откуда пришли к нам фамилии», «Почему даётся отчество»

Беседа «Каких былинных героев мы знаем и почему им дали такме имена и прозвища»

Создание бейджиков для гостей в технике «скапбукинг» (все разные)

Создание альбома на кольцах «Тайна имени», созданного руками родителей (на каждого ребёнка создана отдельная страничка, можно рассматривать как весь альбом целиком, так и все странички по отдельности, также есть разделители по алфавиту имён)

Беседа с детьми «Почему нас (воспитателей) назвали Марина и Снежана» «Как бы назвали детей в древней Руси»

Просмотр мультфильмов с родителями дома «Дюймовочка», «Незнайка в цветочном городе», «Снегурочка», «Красная шапочка», «Золушка»

ЧХЛ те же (смотри названия мультфильмов), «Волшебник изумрудного города», «Пеппи — длинный чулок», «Айболит» «Крокодил Гена и Чубурашка», «Мальчик с пальчик».

Вспомнить всё о героях проекта прошлого года «Сказочная карта России» (3 Богатыря с рассматриванием картины Васнецова и герои былин, Колобок, Чебурашка)

Материал:

Бейджики гостям (заготовки) +фломастеры, заготовки для создания бейджиков для детей, презентация «Сказочная почта», ребус «имя», 4 конверта с заданиями (красный, синий, зелёный, белый), шаблоны шифра для гостей (для зашифровки своего имени), 1 большой шифр (демонстрационный), мяч, мольберт с магнитной доской, лепестки для ромашки (гостям, чтобы зашифровать своё имя),

Воспитатель: В начале нашего занятия, я предлагаю немного поиграть:

Приглашаю ребят встать в ряд, спиной к нашим гостям, а вам, дорогие гости, у кого в руках окажется игрушка, позвать (окликнуть) кого-то из детей, не зная, как их зовут. (2-3 человека), если ребёнок понял, что обращаются к нему, то поворачивается.

Проводится игра «Окликни меня»

Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель подводит к выводу, что трудно и позвать, но и трудно узнать себя, и не очень приятно, когда к тебе обращаются, например: мальчик, в синей футболке.

Воспитатель: Мы убедились, что без имён было бы очень трудно обходится? Да, имя у человека-это даже очень удобно для нас в общении друг с другом.

Нас не было – оно было.

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть.

Что это? (Ответы).

Правильно, это имя.

В народе говорят: «Не имя красит человека, а человек –имя». А в Японии мудрецы вещают: «Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя».

Воспитатель: Дорогие гости! Я предлагаю познакомиться и назвать свои имена

1, 2, 3…

Дети и взрослые произносят свои имена…

Воспитатель: Нет, так дело не пойдёт, нас слишком много…Надо, что-то придумать … Есть идеи?

Дети высказывают предположения!

Воспитатель: …Придумала! Я предлагаю написать свои имена, детский сад и увлечения на бейджиках, которые мы подготовили вместе с детьми в подарок о нашей встрече, а ребята, на своих бейджиках, в сердечках, напишут своё имя и выберет наклейку, которая поможет представить их без слов или расскажет о том, кем наши ребята станут, когда вырастут.

Дети дарят бейджики и фломастеры гостям. Здороваются, произносят своё имя (Здравствуйте, меня зовут…, очень приятно), садятся на места и выполняют задание.

Воспитатель: Я запуская песочные часы на 3 минуту.

Дети выполняют задание самостоятельно, кто из детей справился быстрее, может подойти к гостям и представиться, показав бейджик, например: Артём, я люблю футбол, Алёна, люблю читать, Софа – я, когда вырасту, стану воспитателем, и т.д.

Воспитатель подводит к выводу: Замечательно! Посмотрите друг на друга! Наше знакомство состоялось! Теперь мы знаем, как всех нас зовут, и чем увлекаемся. Ведь знакомые друг другу люди больше улыбаются и начинают общаться и дружить.

Ребята, присаживайтесь на стулья.

Может, кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Дети …

Воспитатель: Предлагаю проверить (подсказку). Смотрим на экран. Что перед вами ребус или кроссворд?

Дети: ребус

Воспитатель: Докажите, что это ребус, а не кроссворд?

Дети: (предполагаемые ответы детей) ребус — это зашифрованное слово с помощью букв, цифр, знаков, картинок.

Воспитатель: Если это ребус его нужно?

Дети: (предполагаемые ответы детей) расшифровать, разгадать.

Дети работают над расшифровкой ребуса.

(Зашифровано слово «ИМЯ»). См. Приложение 1.

Воспитатель: Ребята вы отгадали слово – имя. Как вы, думаете, что обозначает слово имя?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Имя – это то, что дано человеку на всю жизнь.

И тема нашего занятия «Имя каждому дано». Мы вспомним, как появились имена, как выбирали имя ребёнку в далёкие времена, что такое отчества и фамилии. Нас ждут интересные сюрпризы. Сегодня, на мою электронную почту пришло письмо, а на столе посылка с какими-то конвертами. Откроем письмо?

Здравствуйте, мои маленькие друзья. Пишу вам из страны сказок. Я приготовила для каждого из вас подарок, но получить его вы сможете, когда выполните все мои задания. Подпись (ребус Василиса) ИКТ

Воспитатель: Ребята, опять ребус. Разгадаем его? Это, наверное, первая подсказка.

Дети: Василиса (открывается имя)

Воспитатель: Интересно, какая Василиса могла нам приготовить? Из какой страны нам пришло письмо?

Дети: Сказочной

Воспитатель: Каких сказочных Василис мы знаем?

Дети: Прекрасная и Премудрая!

Воспитатель: Интересно, а вы можете сказать, почему их так назвали? Прекрасная – значит?

Дети: самая красивая

Воспитатель: Премудрая – значит?

Дети: Самая мудрая!

Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что иногда благодаря имени мы можем узнать о характере, внешности, особенностях человека.

Воспитатель: Премудрая или Прекрасная Василиса могла бы нам такие задачки задавать?

Дети: Василиса Премудрая

Открывается след. слайд

Воспитатель: Правильно! А вот и вторая задача:

На слайде зашифрованы имена детей в трёх таблицах. Дети делятся на компании согласно спискам (капитан команды выделен красным цветом).

Открывается след. слайд (три конверта)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы разделились на три компании. Интересно, а что в конвертах, откроем? ИКТ

Дети: Схемы.

Воспитатель: И что делать с этими схемами? (схемы групповой комнаты, где спрятаны задания)

Дети: (предполагаемые ответы детей) искать задания.

Воспитатель: Думайте, смотрите и задания ищите. См. Приложение 2.

Нашли. Это ваши задания. Рабочее место, для каждой команды вам поможет найти метка.

(Метка есть на конверте и на столах).

Воспитатель: Ваше время ограничено. У вас три минуты. (Показ песочных часов).

Дети выполняют задания. В это время, гостям раздать лепестки ромашки, на которых предложить написать своё имя в виде шифра (раздать шифр)

Воспитатель: Ваше время истекло. Проверим наши задания?

1 задание (1 команда): Как зовут сказочных героев и почему их так назвали.

(Дюймовочка, Колобок, Золушка, Красная шапочка, Незнайка, Чебурашка)

2 задание (2 команда): Как зовут былинных героев и почему их так назвали. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный)

3 задание (3 команда): Расшифруте имена (Злотовласка — девочка с золотыми волосами, Любомир – любит мир, Первак — мальчик первый в семье, Молчан – мальчик, который молчит, Марта – рождённая в марте))

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и след. задание (след. слайд)

Минутка отдыха игра «Найди свое место».

Дети под музыку ходят в разных направлениях по группе. Когда музыка прекращается, дети встают согласно схемам. См. Приложение 3.

После игры дети остаются стоять согласно последней схеме, в кругу. (след. слайд)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши имена растут вместе с нами? Когда я была совсем маленькая меня называли Маришкой, в школе, меня называли Мариной, а когда я выросла меня стали называть близкие и друзья Мариной, а все знакомые и коллеги (люди с которыми я вместе работаю) Мариной Дмитриевной.

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. В русской культуре отчество дается от имени отца.

Ульяна, как зовут твоего папу? (Сергей). Значит, твое отчество – Сергеевна, Ульяна Сергеевна. Спросить пару человек.

Предлагаю и вам поиграть в такую игру «Как растут имена». Вначале произносите как вас называли, когда вы были малышами и будут называть друзья и коллеги. (Мяч передается по кругу. Я — начну: Маришка –Марина — Марина Дмитриевна, продолжит тот, кто стоит между … и …, далее по кругу передавая мяч.

Игра «Как растут имена»

Воспитатель: Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя.

Подвести к выводу, что людям приятнее, особенно детям, когда их называют ласково, а по имени и отчеству зовут, человека, которого уважают.

След. слайд (нотный стан)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее.

Дети пропевают имя

Воспитатель: Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково?

Дети: предполагаемые ответы (по слогам, звукам, и тд.)

Воспитатель: У каких имён самая короткая и самая длинная песенка?

Дети: предполагаемые ответы…

Воспитатель: Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы?

Воспитатель: Дети, а вот и Василиса на экране с ещё одним заданием.

(Слайд:) Спасибо ребята, вы справились со всеми моими загадками. А теперь расположите, пожалуйста, свои бейджики – имена у трёх смайликов:

Весёлый – у тебя всё получилось и тебе было интересно

Задумчивый – у тебя какие-то задания вызвали затруднения

Грустный – тебе было трудно выполнять мои задания и тебе было не интересно.

Дети снимают бейджики и располагают у смайликов.

Обсуждение занятития. Что понравилось, что вызвало затруднения и.т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сюрприз на экране появился. (слайд) Интересно, что в нём. (слайд – сюрприз открылся, надпись…)

Досвидания, мои маленькие друзья. Пусть Ваше имя будет всегда звучать гордо, и Вы станете людьми с Большой буквы: добрыми воспитателями, отважными военными, знаменитыми учёными, архитекторами, спортсменами, врачами и т.д. И мы ещё не раз услышим ваши имена!

А подарок, ждёт Вас на кроватке у того мальчика, чьё имя начинается с той же буквы, как и моё. Василиса.

Дети: Вова, Вячеслав.

Воспитатель: Славик и Вова сходите в спальню, принесите нам сюрприз.

Дети приносят коробку, воспитатель с детьми её открывают и находят альбом. И Письмо: Наши любимые дочки и сыночки. Мы с любовью и заботой создали альбом, в котором для каждого из вас есть своя страничка. Мы хотим открыть тайну вашего имени, и поделиться секретами, как мы выбирали вам имена. Ваши папы и мамы.

Воспитатель с детьми показывают альбом гостям, рассматривают сами, читают 1 или 2 странички. Дать возможность посмотреть гостям, и разделить на странички для каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, пока вы выполняли задания от Василисы Премудрой, наши гости приготовили вам небольшой сюрприз: оставить память о себе и зашифровали свои имена на лепесточках ромашки, давайте, попробуем разгадать парочку, а остальные прочтём позднее и будем вспоминать наших гостей, читая их имена.

Дети с воспитателем разгадывают надпись с помощью шифра.

Открытый конец занятия, дети изучают страницы альбома и открывают для себя что-то новое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год