Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительный сахар» для детей старшей группы
Познание
Автор: Сукманова Ира Михайловна   
18.03.2025 06:19

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительный сахар» для детей старшей группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительный сахар» для детей старшей группы

Автор: Сукманова Ира Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №152» г. Рязань

Цель: формирование представления детей о сахаре и о его свойствах через опытно-экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами сахара через опытную деятельность.
  • Расширить и уточнить знания детей о способах выращивания и переработки сахарной свеклы.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес,
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
  • Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность,
  • Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Речевое развитие:

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения.

Словарная работа: сахар, сыпучий, растворяется, кристалл, сладкий.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентации на тему: «Откуда берется сахар», игрушка -Карлсона, мешочек сахара, карточки-символы со свойствами сахара.

Раздаточный материал: тарелки с сахаром, стаканчики одноразовые, чайные ложки, гуашь, ватные палочки, сахар-рафинад, вода.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о сахаре»

Чтение художественной литературы, где речь идет о сахаре; пословицы, поговорки о сахаре. Творческая мастерская: «Дидактическая игра «Польза и вред сахара».

Наблюдение: «Как мама использует сахар?» Выращивание «кристаллов» из сахара.

Ход деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на мой компьютер пришло видеописьмо для ребят группы «Кот в сапогах». Хотите узнать от кого оно?

Мне тоже очень интересно узнать. Тогда смотрите. (педагог включает видеописьмо от Карлсона. Здравствуйте, ребята! Я очень люблю все сладкое, люблю варенье, конфеты, торты. Во все эти продукты добавляют сахар, чтобы они стали сладкими. А кто-нибудь из вас, знает, из чего делают сахар? Вот и я не знаю. Но очень хочу узнать.

Я знаю, что у вас есть лаборатория, в которой вы проводите опыты и эксперименты. Помогите мне узнать, из чего делают сахар и его свойства.)

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Карлсону узнать откуда берется сахар. Хорошо, тогда я включу видеокамеру и мы запишем свой видеоответ, а потом пошлем Карлсону.

Ребята, посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (педагог показывает семена сахарной свеклы) Правильно, это семена. Ребята, это семена сахарной свеклы. Может кто-то уже слышал такое название и может сказать, что это овощ? Как думаете, почему свекла называется сахарная? (дети высказывают предположения) Я предлагаю узнать, как получают сахар из сахарной свеклы.

(Педагог показывает презентацию «Откуда берется сахар»).

Воспитатель: Ребята, вот теперь вы знаете, из чего получают сахар? (Из сахарной свеклы) –Куда сажают семена сахарной свеклы?

-Как ухаживают за сахарной свеклой? (Пропалывают от сорняков, поливают) — Когда убирают свеклу? (осенью).

– Кто убирает свеклу? (Комбайн)

- На чем перевозят на сахарный завод свеклу (на грузовых машинах)

- Что с ней делают на заводе? (рубят, моют, отбеливают)

-Куда раскладывают сахар? (по пакетам)

- Куда везут потом? (в магазин)

Теперь вы знаете, сколько вложено труда, чтобы мы могли с вами кушать сладости. И теперь вы знаете, откуда берется сахар.

Давайте отдохнем

Физкульминутка «Свекла»

Ребята, мы свами узнали окуда берется сахар, но нам еще необходимо рассказать Карлсону о его свойствах. А как мы это можем узнать? (провести опыты)

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию «Почемучка».

Но вначале давайте вспомним правила безопасности в лаборатории: (дети вместе с педагогов вспоминают правила поведения в лаборатории). И так начинаем работу в лаборатории, изучаем свойства сахара.

Опыт 1. «Из чего состоит сахар» Ребята, у вас на столах тарелочки с сахаром. Если мы с вами посмотрим на сахар. Что мы можем сказать о внешнем виде сахара? — На что похож сахар? (с виду на порошок, снег). Какого цвета сахар? (белого). – Из чего состоит сахар? из кристаллов). Давайте вспомним как мы с вами выращивали кристаллы сахара?

А как мы определим, есть ли запах у сахара, что нужно сделать? (нужно понюхать сахар?). У сахара нет запаха. Какой сахар на вкус, как вы думаете? (сладкий). Сладкий вкус – это главное свойства сахара.

Чтобы нам было легко запомнить свойства сахара, давайте использовать знаки. Что обозначает этот знак? Сахар – белый, состоит из кристаллов, без запаха, сладкий. Какой же мы с вами сделаем вывод: сахар белого цвета, состоит из кристаллов, нет запаха, сладкий Вот мы с вами и узнали свойства сахара.

Опыт 2. «Сахар-сыпучий». Возьмите ложку с сахаром, насыпьте сахар в стаканчик. Что вы делали, насыпали или наливали сахар? Значит сахар, какой? (сыпучий). Правильно он сыпучий как песок. Недаром так и говорят сахарный песок. Вот смотрите, этот значок обозначает, что сахар сыпучий. Какой мы с вами делаем вывод, какое свойство у сахара. Вывод: сахар сыпучий. (воспитатель выкладывает знак-символ на доску)

Опыт 3. «Сахар- растворяется»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его положить в воду? Давайте попробуем узнать. Перед вами стаканчики с водой, возьмите ложку сахара и насыпьте сахар в стаканчик. Что произошло?

(сарах растворился)

Значит, какое свойство о сахара мы узнали? Какой сделаем вывод? Вывод: сахар растворяется в воде. Давайте это свойство отметим знаком. (воспитатель выкладывает знак-символ на доску)

Давайте, повторим все свойства сахара и сделаем вывод.

Вывод: сахар — белый, состоит из кристаллов, нет запаха, сыпучий, растворяется в воде.

Физкультминутка «Компот»

Опыт 4 «Сахар впитывает воду»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить?

Садимся за столы 2.

Сахар бывает кусковой. Его еще называют рафинад. Его мы сегодня будем использовать для опытов.

Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная гуашью вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики, Посмотрим, что произойдет. (кубики сахара окрасились)

Воспитатель: Почему это происходит?

(Потому что сахар быстро впитывает воду.) Это еще одно свойства сахара, давайте поставим этот символ. (выкладывает на доску символ)

Какой делаем вывод: сахар быстро впитывает воду.

Вот как много свойств сахара мы узнали сегодня в нашей лаборатории. И может рассказать об этом Карлсону.

Давайте еще раз расскажем какие свойства сахара мы сегодня исследовали. Смотрите на знаки-символы и расскажите. (дети с опорой на знаки-символы рассказывают свойства сахара.)

Итог. Рефлексия

Молодцы. Мы с вами узнали как получается сахар, узнали свойства сахара и рассказали об этом Карлсону. Теперь видео нашего рассказа я перешлю Карлсону.

Вам понравилось заниматься в лаборатории? Что понравилось больше всего? А что-то было для вас трудно?

Вы сегодня старались. А отом, как появляется сахар и о свойствах сахара вы можете рассказать своим родителям и вместе провести опыты. Я вам приготовила буклеты, в которых описаны опыты с сахаром, а в пустых клеточках, напротив каждого опыта вы нарисуйте символ, который означает свойство сахара.

До новых встреч в нашей лаборатории «Почемучка».

Список использованных источников

  1. Нищева Н. В. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ». «Детство –Пресс», Санкт Петербург 2017
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческих центр «Сфера», Москва 2002
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год