Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»
Познание
Автор: Гавриш Марина Сергеевна   
25.03.2025 18:08

ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»

Автор: воспитатель высшей категории Гавриш Марина Сергеевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 451 г. Челябинска"

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, практико ориентированный, информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, социальные партнеры

Продолжительность: проект долгосрочный, один учебный год

Цель проекта: Создание условий, способствующих формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию начальных допрофессиональных способностей и устремлений, активизации познавательного интереса к разным видам рабочих профессий, актуальных для Южного Урала.

Скачать конспект 

Задачи проекта:

  1. Расширение представлений детей о профессиях людей, работающих в регионе Южный Урал, о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); формирование отчетливых представлений о роли современной техники в трудовой деятельности человека; ознакомление с историей создания механизмов, облегчающих труд человека;
  2. Развитие образного и пространственного мышления у детей, побуждение детей к творчеству и самостоятельности; стимулирование развития познавательных, коммуникативных способностей детей; развитие умения включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;
  3. Участие детей в моделирующих ситуациях, в которых осваиваются особенности некоторых видов профессиональной деятельности;
  4. Формирование у воспитанников первичного опыта участия в различных видах деятельности: проектной, конструктивно-модельной, исследовательской, поисковой;
  5. Создание интеллектуально-мотивационной, профориентационной среды;
  6. Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ по организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  7. Организация взаимодействия воспитанников с непосредственными носителями практического опыта;
  8. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной коммуникативной деятельности; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;
  9. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать посильную помощь, чувства уважения и благодарности к близким и незнакомым людям.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность проекта:

Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли строителя, машиниста, спасателя, архитектора — тех специальностей, который видит ребенок вокруг себя. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий был разработан проект «Азбука профессий».

Именно в детстве, на первом этапе жизнедеятельности у ребенка может быть сформировано положительное отношение к профессиональному миру: людям — труженикам, обширному миру профессий, самоопределение через постижение первоначальных умений в доступных видах деятельности. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития любознательности, что позволяет эффективно решать вопросы мотивации и заинтересованности ребенка в знакомстве с различными профессиями.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий — это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Тематика проекта «Азбука профессий» отражает знакомство детей с профессиями строителя, архитектора, эколога, шахтёра, спасателя, профессиями железнодорожной отрасли. Цикл мероприятий, включенных в структуру проекта создает условия для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире рабочих профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости, о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  2. Повышение познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых, внимание к профессиям родителей;
  3. Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. Расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование речевой активности детей;
  5. Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно — ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий;
  6. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
  7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами — непосредственными носителями практического опыта;
  8. Сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу, детские самопрезентации профессии

Этапы работы над проектом

I этап (Организационно-подготовительный) -

  1. Составление проблемно-ориентированного анализа;
  2. Изучение методической литературы, литературных источников и интернет-ресурсов;
  3. Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках актуальной проблемы;
  4. Определение конкретных целей, задач проекта, способов подготовки и вариантов решения проблемы;
  5. Разработка схемы реализации проекта в группе;
  6. Обогащение предметно-пространственной профориентационной среды (подбор дидактического, методического материалов, видеоматериалов, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности);
  7. Привлечение социальных партнеров (непосредственных носителей практического опыта) к реализации проекта.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в участии в проектной деятельности;
  • Информационный материал в группах ДОУ;
  • Оформление «Профессионального» центра развития в группах ( «ПРОФИ-центр»).

II этап (Основной)

1. Дополнение календарно-тематического планирования в группе проектной деятельностью по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);

Тематические недели:

 

Неделя

Тема

Профессии

«Человек-человек»

1

Сентябрь

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний»

Профессии сферы образования (детский сад и школа)

2

«Мой город», «Моя страна», «Моя планета»

Профессии государственной службы

3

«Этикет»

Профессии социальной службы

4

«Я-человек»

Медицинские профессии

«Человек-природа»

1

Октябрь

«Животный мир»

Профессии животноводческой отрасли

2

«Краски осени»

Растениеводство

3

«Город мастеров»

Мастеровые Южного Урала

4

«Наш быт»

Профессии сферы быт. обслуживания

 

«Человек-безопасность»

 

1

Ноябрь

«Дружба», «День народного единства»

Профессии военной сферы, охраны порядка и безопасности

2

«Транспорт»

Профессии транспортной отрасли

3

«Миром правит доброта»

Профессия - спасатель (МЧС, пожарные, скорая помощь)

4

«Кто как готовится к зиме»

Профессии в дикой природе

«Человек-художественный образ»

1

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Профессии художественной сферы и легкой промышленности

2

«Народная культура и традиции»

Профессии на сцене

3

«Новогодний калейдоскоп»

Профессии за кулисами

4

«Новогодний калейдоскоп»

Новогодние утренники.

«Человек-техника»

1

Январь

«В гостях у хозяйки медной горы»

Профессии горно-металлургической промышленности

2

«В гостях у хозяйки медной горы»

Профессии горно-металлургической промышленности

«Человек-техника»

1

Февраль

«Дом, в котором я живу!»

Профессии архитектурно - строительной промышленности

2

«Азбука безопасности»

Профессии машиностроения

3

«Наши защитники»

Профессии наших пап

4

«Маленькие исследователи»

Профессия изобретатель

«Человек-дизайн»

1

Март

«Миром правит красота»

Профессии наших мам

2

«Миром правит красота»

Профессии лёгкой промышленности

3

«Весна шагает по планете. Встречаем птиц»

Профессия дизайнер

 

«Человек-наука»

1

Апрель

«Быть здоровыми хотим. Познаём себя»

Профессия детский врач, врач педиатр

2

«Космос»

«Космические» профессии

3

«Приведём планету в порядок»

Профессия эколог

4

«Волшебница вода»

Гидролог, лаборант

«Человек-Герой»

1

Май

«Праздник весны и труда»

Профессии бабушек и дедушек. Трудовые династии семьи.

2

«День Победы»

Профессии в годы ВОВ г.Челябинска

2. Содержание календарно-тематического планирования в группе проектной деятельности по ранней профориентации «Азбука профессий» (корректировка тематических недель);

Содержание:

Виды деятельности

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Путешествие в страну профессий», «Для чего люди ходят на работу», «Увлекательные профессии взрослых».

Игры: «Я умею», «Кто здесь был и что забыл», «Собери картинку».

Беседа о важной роли труда в жизни человека «Чем пахнут ремесла?»

Ознакомление с художественной литературой: С. Михалков «Кем быть».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Папа на работе»

Театрализованная деятельность: Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

Дидактические игры: «Кем быть?», «От слова к   слову», «Едем на работу».

Подвижные игры: «Путешествие по городу», «Найди письмо».

Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «На дороге».

Мероприятия: Просмотр мультфильма «Все профессии нужны все профессии, важны».

Профессиограмма «Мечты у ребят разные»

Выставка «Профессии моей семьи».

Вечер загадок о профессиях.

Викторина «Профессии прошлого, настоящего и будущего».

Фотогалерея «История профессии: как было-как стало».

ОКТЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Как мы помогаем братьям нашим меньшим».

Наблюдение за объектами живой природы.

Беседы: «А что загрязняет наш воздух?», «О чистоте воздуха», «О правилах поведения в лесу», «О загрязнении воды».

Речевое развитие:

Словесная игра «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Ознакомление с художественной литературой: Рассказ: Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «В лесу», аппликация «Столовая для птиц». Слушание песен: «Антошка».

Коллекции гербария, создание икебан.

Праздник - викторина «Мы любим природу».

Строительно - конструктивная деятельность: сортировочная станция.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?», «Бывает – не бывает», «Лес – наше богатство», «Санитары леса», «Зеленая аптека», «Птицы – наши друзья», «Путешествие в природу», «Дары леса».

Подвижные игры: «На полянке», «Сортировщик».

Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся в поход»

Экскурсия в краеведческий музей.

Акция ДОУ «Соблюдайте чистоту».

Создание книги «Азбука лесника».

Акция «Помоги пернатому» (изготовление кормушек, скворечников).

НОЯБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Самая трудная и загадочная профессия - спасатель МЧС».

Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель».

Беседа   с элементами проблемных ситуаций «Огонь – наш друг или враг? »

Мастер-класс от Светофорыча «Опасности в профессиях».

Речевое развитие: Составление рассказов «Все профессии нужны, все профессии важны» (с использованием схем).

Ознакомление с художественной литературой: С.Маршак «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом».

Художественно-эстетическое развитие: лепка сюжетная коллективная «Пожарные спешат на помощь»; аппликация «Пожарный»; рисование сюжетное « Один день из жизни спасателя».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Какие бывают профессии?»    

Подвижные игры: «Спасатели», «Автомобиль и пешеход», «Мойка машин».  

Театрализованная деятельность: Спектакль «Дом в лесу».              

Виртуальные экскурсии «МЧС».  

Экскурсия по детскому саду (группе) «Противопожарная безопасность детского сада».    

Встреча с интересным человеком - выступление сотрудника МЧС   «Наша служба и опасна и трудна».  

Игра «Поле чудес».

Спортивное развлечение: «Сильный, ловкий, смелый».

Вечер загадок «Предметы бывают разные: опасные и безопасные».

ДЕКАБРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Хочу быть архитектором», «Дома разных народностей» (русские, буряты, эвенки и др.).

Игра-путешествие «Гуляем по городу» (достопримечательности нашего города).

Рассматривание фото - альбома «Символы города Челябинска», рассматривание иллюстраций людей строительных профессий, строительной техники.

Речевое развитие:

Словесные игры: «Назови инструмент», «Исправь ошибку», «Назови одним словом».

Рассматривание картин из серии «Кем быть?». Словарная работа (учить правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже)      

Ознакомление с художественной литературой: Е.Пермяк «Для чего руки нужны».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «В большом городе», лепка «Домик для Машеньки», аппликация «Сказочный дворец».

Настольныее игры: «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации».

Строительно - конструктивная деятельность: «Построим разные дома».

Подвижные игры: «Кто быстрее дом построит».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - Архитекторы»

Встреча с интересными людьми.

Создание макета «Город будущего».

Оформление фотоколлажа «Необычные здания».

Фестиваль по лего-конструированию «Лего-мастер».

ЯНВАРЬ

Познавательное развитие:

НОД: «Знакомство с профессией — шахтера».

Изготовление модуля «Доменная печь».

Речевое развитие:

Словесные игры: «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Скажи по-другому», «Назови одним словом».

Ознакомление с художественной литературой: «Сказка об отважном рудокопе и маленьком красном человечке!»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Работа шахтера», аппликация «Шахтёр», лепка «Спецтехника».

Дидактические игры: «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?»

Подвижные игры: «Добыча угля»

Сюжетно-ролевые игры: «Мы металлурги»

Экскурсии: Виртуальная экскурсия «Шахта», «ЧМЗ».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Куда делись чернила?»

Строительно - конструктивная деятельность:Легоконструирование «Шахта»

Выставка коллекций полезных ископаемых.

Научно-спортивное развлечение «Большая экспедиция маленьких геологов».

Презентация детско-родительского проекта «Угольная промышленность».

Создание мини-музея (макет шахты, музей камней, каски, наушники, фонари, одежда шахтера, кукла-шахтер и др.)

ФЕВРАЛЬ

Познавательное развитие:

НОД:   «Ознакомление с трудом машиниста».

Беседы: «Как создавали первый паровоз», «Везде и всюду правила, их надо знать всегда» (правила поведения на железнодорожном вокзале, правила поведения в поезде), «Почему поезд бывает пожарным».

Чтение и слушание произведений, заучивание стихотворений на железнодорожную     тему   (Дж. Родари «Детская железная дорога», Э. Мошковская «Мчится   поезд», Н. Костарев «Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик»,        Б. Житков «Что я видел», Н. Забила «Путями-дорогами»,        А. Лукьянова «Братцы-вагончики и скорый поезд»,               Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева «Как вести себя в поезде»).

Речевое развитие: составление рассказа из личного опыта «Путешествие на поезде».

Ознакомление с худ. литературой: К. Чуковский «Багаж», «Паровозик из Ромашково», С. Капутикян «Поезд», «История железных дорог России».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Вокзал нашего города», лепка «Поезд».

Театрализованная деятельность: «Путешествие на поезде дальнего следования».

Дидактические игры: «Что случилось, если бы не работал ...», «Что делают этим предметом»

Подвижные игры: «Машинист».

Сюжетно-ролевые игры: Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта.

Экскурсии: Центр исторического наследия ЮУЖД

Выставка детских поделок из природного и бросового материала на тему «Транспорт».

Творческий проект «Знатоки профессий железнодорожного транспорта».

Центр исторического наследия ЮУЖД

Посещение музея истории подвижного состава ЮУЖД

МАРТ

Познавательное развитие:

НОД: «Строительные профессии»; рассказ воспитателя о труде строителя; отгадывание загадок о строительных профессиях.                                                                          

Беседа о взаимосвязи профессий на стройке «Труд человека».

Речевое развитие: Составление сюжетного рассказа по серии картин «Строим дом».

Ознакомление с художественной литературой: разучивание стихотворения Б.Заходер «Строители».

Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Дом, в котором я живу», создание альбомов «Строительная техника» и «Строительные профессии».

Строительно - конструктивная деятельность: конструирование из кирпичиков «Экодом».

Театрализованная деятельность: Сказка «Три поросёнка».

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».

Подвижные игры: Игра с мячом «Строительные специальности».

Сюжетно-ролевые игры: «Конструкторское бюро», «Мы - строители», «Стройплощадка».

Опытно-экспериментальная деятельность: Тонет - не тонет, сила магнита, реактивная тяга.

Презентация лего-проектов «Машина будущего и спецтехника».

Мастер-класс «Мы высокий дом построим».

Посещение выставки строительной техники.

АПРЕЛЬ

Познавательное развитие:

НОД:   «Кто такой эколог?», «Я и мир вокруг меня», «Приведем в порядок планету».

Беседы: «День Земли», «О чистоте окружающей среды», «Голоса птиц».

Речевое развитие:составление описательного рассказа по картине по плану «В лесу».

Словесные игры: «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Сельскохозяйственная техника», лепка «Садовый инвентарь».

Строительно - конструктивная деятельность:создание макета «Экоферма».

Дидактические игры: «Профессии», «Найди пару», «Отгадай профессию».

Подвижные игры: «Семья птиц», «Садовник».

Сюжетно-ролевые игры: «Садоводы - огородники».

Опытно-экспериментальная деятельность: Посадка овса, наблюдение за ростками, зарисовка.

Экскурсия:Наблюдения за трудом взрослых на огороде.

Акция «Большой вред маленькой батарейки».

Создание макета «Экологический город»

Акция «Субботник».

МАЙ

Познавательное развитие:

НОД: «Все работы хороши, все профессии важны!»

Речевое развитие: составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить».

Словесные игры: «На чем отправимся в путешествие», «Скажи по-другому».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Коллективная работа, оформление газеты на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «Хорошо-плохо» (ТРИЗ), «Звездный путь», «Что наносит вред природе», «Узнай профессию по     описанию», «Кому что нужно для работы».

Подвижные игры: «Перемени предмет», «Чья команда быстрее»

Сюжетно-ролевые игры: «Я сегодня ….(строитель, машинист, фермер, архитектор)»

Развлечение «Азбука профессий».

Фотогалерея «Учимся думать, работать, мечтать!»

III этап (Обобщающий) -

  1. Результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта.
  2. Подведение итогов реализации проекта
  3. Анкетирование с целью выявления удовлетворенности родителей
  4. Определение перспектив работы по теме ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Формы работы:

  • Практические мастер-классы старших дошкольников;
  • Познавательные и творческие выставки
  • Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
  • Взаимодействие с носителями практического опыта

Результаты реализации проекта:

  1. 1.Расширение представлений о трудовой деятельности человека, формирование интереса к изучаемой сфере «Профессии Южного Урала»;
  2. 2.Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры дошкольников;
  3. 3.Формирование правил экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. 4.Совершенствование конструкторских навыков, развитие внимания, логики и воображения;
  5. 5.Активизация интереса и формирование устойчивого положительного отношения к продуктивной, трудовой деятельности и экспериментированию;
  6. 6.Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ;
  7. 7.Создание развивающего центра в группе по профессиям («ПРОФИ-центр»);
  8. 8.Тематические выставки в группах «Мир профессий глазами детей»;
  9. 9.Взаимодействие с социальными партнёрами детского сада, с семьями воспитанников, укрепление детско-родительских отношений.

Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта определяет перспективу дальнейшей работы по ранней профориентации в ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год