Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебная тень».
Познание
Автор: Кренделева Марина Сергеевна   
31.03.2025 20:56

Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебная тень».Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебная тень».

Воспитатель: Кренделева М.С.

Цель: Формирование представлений о явлениях неживой природы через экспериментальную и театрализованную деятельность. Знакомство со свойствами тени.

Задачи:

  • Обобщать жизненный опыт воспитанников, закреплять знания о явлениях неживой природы.
  • Учить понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, делать выводы.
  • Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Дети заходят в зал.

 

- Дети, нас сегодня ожидает необычное занятие. К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Присаживайтесь на стулья, и мы начинаем.

На экране появляется мультигерой Питер Пен.

Питер Пен: Ребята, со мной произошла очень грустная история, я потерял свою тень. Как это произошло, я не знаю! Помогите мне найти тень.

Воспитатель: Поможем Питеру найти тень? А для того, чтобы ему помочь, надо знать много о тени, о её свойствах.

Как вы думаете, что такое тень? Откуда она появляется? У всех ли предметов она есть? Что можно делать с тенью?

Как много разных, интересных ответов я услышала. Чтобы проверить все, о чем вы говорили, нам надо провести несколько экспериментов! Подходите к столу, давайте рассмотрим, что на нём лежит (лампа, различные предметы и игрушки, план работы). Чтобы нам не запутаться, мы с Мариной Сергеевной приготовили план исследования. И так, первым пунктом стоит вопрос:

- Что такое тень? (Чтоб это выяснить нам нужен свет)

Включить диапроектор, взять со стола тетрадь и поместить между лучом света и экраном. Что появилось на экране? (тень) Свет от лампы идёт лучами. Когда лучи света не могут пройти сквозь предмет, за ним образуется тень. Тоесть тень, это место, в которое не попадают лучи света.

Сейчас мы с вами попробуем найти тень предметов, лежащих на столе.

Дети берут прозрачные и не прозрачные предметы со стола и по очереди подносят их к лампе.

В конце эксперимента подвести итог: У прозрачных предметов тени нет, а сквозь прозрачные предметы лучи света проходят полностью или частично.

Хорошо, с первым пунктом исследования мы разобрались. Скажите, есть ли на столе предметы, которые отбрасывают тень, не полностью, а частично? (очки, файлик, дуршлаг, банка с крышкой, рамка). ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ

Скажите, ребята, а можем ли мы сделать непрозрачный предмет, хотя бы частично прозрачным? ОТВЕТЫ

После ответов детей, показать эксперимент с листом бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках лист белой бумаги. Я подношу его к лампе проектора, есть ли от него тень? (Да) Действительно, как мы говорили, лист не прозрачный, поэтому, лучи света сквозь него пройти не могут. А как же сделать так. Чтоб сквозь бумагу смог пройти свет? (ответы детей)

После чего. Самостоятельно сделать дырочки карандашом или ножницами.

Воспитатель: Давайте поднесём снова этот же лист бумаги к лампе, что получилось. Правильно, свет стал проходить сквозь отверстие. Сделаем вывод этого эксперимента: можно сделать предмет частично прозрачным, вырезав, ли проткнув в нём отверстие. Похожий эффект мы видели смотря на тень дуршлага, очков, файла.

Вот и на этот вопрос мы ответили. Давайте посмотрим, что стоит дальше в плане нашего исследования. А сейчас у нас пройдет очень интересная игра которая называется «Угадай предмет по тени». Ребята, как и в любой игре есть правила, которые нужно соблюдать. И так вот такие правила игры. Вы сейчас подойдете к экрану, встанете к нему лицом ко мне спиной и нив коем случае нельзя поворачиваться. Кто не будет соблюдать правила отправится обратно на свой стульчик. Вы сморите на экран, видите тень поднимаете руку и называете предмет, потом все вместе проверяем угадали или нет. Ответьте на вопрос похожа ли тень на предмет или не похожа. Бубен похож на бубен и тд.

Подвести детей к выводу, что тень очень похожа на предмет, от которого она получена.

Игра «Я и моя тень».

- Молодцы, хорошо отвечаете, теперь пришло время поиграть, нам понадобится ведущий, а остальные дети встают в круг. Правила игры такие:

Пока будет звучать музыка, вы двигаетесь свободно по кругу, но ка только она закончится, вы, должны встать в позу, которую показывает ведущий. (игра повторяется несколько раз, ведущий меняется)

В нашем плане исследований следующий пункт – «Влияет ли цвет предмета на цвет тени?»

- Посмотрите дети, какого цвета флажка на столе? (красные, синие, жёлтые, разноцветные). А тень от них тоже будет цветная? Давайте проведем этот эксперимент. Дети берут по одной игрушке и подносят её к лучу. Делаем вывод: Вне зависимости от цвета предмета, тень всегда черная.

Далее дети объединяются в группы по 4 человека.

Работа в группах за столами.

Воспитатель: А сейчас мы устроим соревнование. Перед вами игра «Лото теней». Чья команда быстрее всех закроет тенью предмет, правильно наложит тень на предмет, это значит эта команда – выиграла. Начать надо по сигналу.

Звучит музыка, дети закрывают окошки теневыми картинками.

Молодцы! Все справились с заданием.

Садятся на стульчики.

- Дети, а что же можно делать с помощью тени? Для чего она может нам понадобиться? С тенью можно играть, или даже показывать театр. Для того, чтобы показывать театр теней, совсем не обязательно использовать игрушки или картинки, мы можем использовать собственные руки. С помощью пластики рук, показать птицу, собаку, зайца, петушка. Спросить, каких животных узнали дети по тени. Попросить детей повторить движения рук за воспитателем.

Воспитатель: Сегодня мы использовали лампу диапроектора, чтобы увидеть тень. А чтобы мы могли использовать вместо неё? Солнце на улице или фонарик в помещении. А как вы думаете, в пасмурную погоду, можно увидеть свою тень на асфальте? Вы можете продолжить эксперименты дома и на улице. Наше занятие подошло к концу. А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями.

И так, давайте подведем итог наших экспериментов:

- Что такое тень?

- У всех ли предметов она есть?

- На что похожа тень?

- Тень бывает разноцветная или всегда она чёрная? Как вы думаете, после того, как мы узнали многое о тени, мы помогли Питеру Пену найти свою тень? Посмотрите ребята кто это у меня. Ответы. Поставить под луч.

Да! Давайте послушаем его самого.

На экране опять появляется Питер Пен.

Питер Пен: Ребята, как хорошо, что вы многое узнали о тени. О её свойствах и помогли разгадать тайну моей тени. Я её нашёл. Спасибо вам большое!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год