Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организованная образовательная деятельность «Белая береза — символ Родины моей»
Патриотизм детям
Автор: Гареева Роза Газинуровна   
19.03.2025 10:11

Организованная образовательная деятельность «Белая береза — символ Родины моей»Организованная образовательная деятельность «Белая береза — символ Родины моей»

образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Природа»

возрастная группа: старшая

Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.

Задачи:

  • Образовательное: расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах. Познакомить детей со свойствами бересты, строением и использовании в быту. Формировать навыки бережливого отношения к природе.
  • Развивающие: развивать сообразительность, интерес к родной природе. Развивать любознательность, стремление детей к наблюдению за живыми объектами природы.
  • Воспитательные: воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Воспитывать желание защитить и сохранить природу родного края.

Средства реализации:

 

Демонстрационный материал: сундук с письмом, изображение берёзы.

Раздаточный материал: ленточки, кусочки бересты, фломастеры, уголь, берёзовые листочки.

Активизация словаря: бетулин, черешок, листовая пластина, береста, березняк, чечевички.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, листочков.

Методы и приемы: беседа, художественное слово.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Ход занятия

I.Вводная часть.

Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.

Игра «Добрые ладошки».

Воспитатель: дети, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?

Дети: чувствуем тепло.

Воспитатель: да, это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый мой сосед.

Воспитатель: сегодня утром, нам в группу «Золотой петушок» передали волшебный сундучок с письмом. Давайте откроем письмо и прочитаем от кого оно. Дети, вам интересно?

Дети: да!

Воспитатель открывает письмо и начинает читать.

Дорогие дети группы «Золотой петушок»!

Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Наступила осень и я хотел прийти к вам в гости. Но у меня очень много дел: нужно помощь моим лесным обитателям с подготовкой к зиме.

Дети, вам передаю волшебный сундучок, думаю вам очень понравится.

Воспитатель: ну, что открываем сундучок?

Дети: да!

Воспитатель: для начало я вас порошу сесть на свои места. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе.

Воспитатель открывает сундучок.

II. Основная часть.

Воспитатель: а в этом сундучке стихотворение. Хотите прочитаю?

Дети: да

Воспитатель:

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Дети: это стихотворение о маме, папе, бабушке, школе, котенке, соседях, друзьях, о городе, о квартире, о Родине.

Воспитатель: правильно. А как вы думаете, что такое Родина?

Дети: где мы живем, где родились.

Воспитатель: верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина — это не только твой дом, в котором ты живешь. Это — твоя страна.

Воспитатель: дети, а как называется наша страна?

Дети: наша страна называетсяРоссия

Воспитатель: в какой стране мы живём?

Дети: мы живём в России

Воспитатель: правильно. Мы живём в России, значит мы кто?

Дети: мы россияне.

Воспитатель: а как называется самый главный город нашей страны, столица России?

Дети: Москва.

Воспитатель: правильно. Еще в сундучке есть загадка для вас. А попробуйте отгадать загадку.

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.

Какое это дерево?

Дети: береза.

Воспитатель: молодцы! Конечно это береза. За свою красоту береза стала символом России. Дети, посмотрите на березу, какая она?

Дети: нарядная, красивая, кудрявая, в белом сарафане. С золотистыми сережками и зелеными клейкими листочками.

Воспитатель: дети, береза-это единственное дерево в мире с белой корой! В коре березы находится особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Это вещество называется бетулином. Белизна помогает дереву в жару. Дети, где можно встретить, увидеть березу?

Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке, на территории детского сада.

Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?

Дети: березовая роща, березняк.

Воспитатель: правильно, молодцы! А теперь, рассмотрим березу. Что есть у березы?

Дети: ствол, ветки и листья, корень, серёжки – это семена берёзы.

Воспитатель: правильно. А еще Лесовичок отправил для вас березовые листочки. Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи?

Дети: на сердечко, треугольник.

Воспитатель: а для того, чтобы лучше рассмотреть листочек используем увеличительный прибор — лупу. Дети, мы с вами на прогулке уже наблюдали за деревьями и листочками. Скажите, что есть у листочка?

Дети: у листочка есть черешок и листовая пластинка.

Воспитатель: а для чего нужен черешок?

Дети: черешок соединяет лист с веткой.

Воспитатель: правильно. А сейчас рассмотрим листовую пластинку с двух сторон: с верхней и нижней стороны. Потрогайте. Верхняя сторона пластинки какая?

Дети: верхняя сторона листа гладкая, зеленого цвета, видны тоненькие жилки.

Воспитатель: а чем отличается нижняя сторона листовой пластики от верхней?

Дети: на нижней стороне больше видны жилки и она светло зеленого цвета.

Воспитатель: дети, скажите, для чего жилки нужны?

Дети: с помощью жилок листочки питаются влагой.

Воспитатель: дети, как вы думаете? Почему верхняя сторона листочка темнее, чем нижняя?

Дети: потому, что солнечные лучи падают на поверхность листочка.

Воспитатель: а теперь рассмотрите край листа. Как называется край листа?

Дети: край листа называется кромка.

Воспитатель: правильно. Скажите, а какая кромка у березовой листочки? Зубчатая или ровная?

Дети: у березовой листочки кромка зубчатая.

Воспитатель: правильно, молодцы! Мы узнали о строении листочка. А теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка «Берёзка»

Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.

И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.

Воспитатель: а теперь продолжаем работать. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе. Дети, как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?

Дети: потому что береза приносит много пользы человеку.

Воспитатель: правильно. А какую пользу приносит береза человеку?

Дети: люди собирают березовый сок. Изготавливают березовые веники. Из почек- лекарство, березовыми дровами топят печь.

Воспитатель: мы с вами уже много знаем о берёзе, а хотите еще больше узнать? И мы откроем с вами ещё некоторые её секреты.

- Дети, для вас Лесовичок отправил необычный предмет. Как вы думаете, что это?

Дети: это кора березы.

Воспитатель: дети, скажите, чем необычна кора березы?

Дети: кора березы белого цвета.

Воспитатель: правильно. Березу за её кору называют белоствольной.

Как называют березу за ее кору?

Дети: Березу называют белоствольной.

Воспитатель: если летом прикоснуться к березе, то даже на солнце ствол у нее будет прохладный. Разве это не чудо? Белую кору называют берестой. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий.

- Дети, как называют белую кору березы?

Дети: белую кору березы называют береста.

Воспитатель: дети, я вам уже сказала в самом начале, что береста — это удивительный предмет. А вы хотите узнать почему береста удивительная?

Дети: да.

Воспитатель: возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите ее хорошенько, с одной стороны она какая?

Дети: гладкая, а с другой шершавая.

Воспитатель: сейчас мы с вами рассмотрим бересту при помощи лупы. Что вы заметили ещё на ней?

Дети: на бересте есть черные черточки

Воспитатель: да, вы заметили на бересте черные черточки. Они называются чечевички. Через них береза дышит.

- Дети, как называется черные черточки на бересте?

Дети: черные черточки на бересте называется чечевички.

Воспитатель: дети, а что у меня в руке?

Дети: лист бумаги.

Воспитатель: правильно. Раньше в давние времена не было бумаги, а люди на чем-то писали и рисовали.

- Догадались на чем?

Дети: на бересте.

Воспитатель: ручек и карандашей, тем более фломастеров в давние времена не было, на бересте писали углём.

Воспитатель: давайте тоже попробуем написать на бересте. Сначала фломастером, а потом углём.

Воспитатель: дети, чем легче было рисовать, а чем труднее?

Дети: фломастером легче, углём труднее.

Воспитатель: посмотрите на срез, и скажите, сколько слоев у бересты?

Дети: у бересты много слоев.

Воспитатель: помните, сверните, порвите. Если поперек кусочка, ни за что не порвешь. Значит она какая?

Дети: прочная, крепкая, а если вдоль кусочка хорошо рвется, отслаивается.

Воспитатель: таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой.

Воспитатель: как еще называют березовую кору?

Дети: береста. (Дети повторяют)

Воспитатель: дети, скажите пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?

Дети: березка, березонька, березушка.

Воспитатель: а надо ли заботится о деревьях, о берёзах?

Дети: да, нельзя ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.

Воспитатель: а как вы думаете березе больно, когда с нее снимают кору, бересту? Ведь, береза живая.

Дети: да, больно.

Воспитатель: берёза живая, и ей наверно больно, когда с нее снимают слой бересты, но береза от этого не погибает, так как кора у нее снова обновляется, появляется другой слой коры. Это такой фокус в природе.

- Дети, а мы с вами можем снимать кору с березы?

Дети: нет.

Воспитатель: конечно нет. Бересту снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.

III. Анализ.

Воспитатель:

- Что нового вы узнали?

- Что мы делали на занятии?

- Как вы будете относиться к деревьям?

- Дети, Лесовичок отправил вам небольшой сюрприз. В сундучке находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год