Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология интегрированного обучения как средство организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ТНР, имеющими эмоционально-волевые особенности развития в условиях дошкольного образования.
Педагогика
Автор: О. Г. Тихоновцева С.В. Черкасова   
06.03.2025 12:14

Технология интегрированного обучения как средство организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ТНР, имеющими эмоционально-волевые особенности развития в условиях дошкольного образования.Технология интегрированного обучения как средство организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ТНР, имеющими эмоционально-волевые особенности развития в условиях дошкольного образования.

  • Учитель-логопед высшей категории МАДОУ №322 «Морозко» О. Г. Тихоновцева
  • Педагог-психолог высшей категории МАДОУ №322 «Морозко» С.В. Черкасова

На сегодняшний день главной задачей дошкольного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание и становление всесторонне развитой личности. Современные реалии таковы, что в условиях глобальных преобразований образовательного процесса, перед педагогическими кадрами встает необходимость внедрения активных методов обучения, разработка и освоение инновационных технологий. Введение этих новшеств неизбежно обеспечит успешность в развитии личности ребенка, его когнитивных процессов, общего речевого развития, эмоционально-волевой сферы [1].

 

Скачать конспект

Речевое действие начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Последняя рождается в определенной ситуации. Речевое действие всегда совершается с какой–то целью: говорящий хочет оказать воздействие на собеседника, слушателя. При планировании, программировании высказывания говорящий стремится достичь определенного результата – реакции собеседника. Понимание живой речи носит "активно ответный характер" [Бахтин, 1986, с. 260]. Само же речевое действие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов в словосочетания, в предложения, затем связи предложений в текст, развернутое высказывание [2].

У детей с ОВЗ отмечаются речевые нарушения, быстрая утомляемость, пассивность или расторможенность, дефициты в развитии высших психических функций, недостаточный самоконтроль, нарушение эмоционально-волевой сферы. Так же они испытывают значительные трудности в адаптации к новым условиям, отрицательные эмоциональные переживания, которые затрудняют установление полноценных контактов со взрослыми и сверстниками. Считаем, что данная модель взаимодействия полезна для детей с речевыми и эмоционально-волевыми особенностями в развитии. Поэтому свою работу систематически выстраиваем в тесной взаимосвязи учителя логопеда и педагога-психолога, организуя объединение коррекционно-образовательных задач в единое образовательное пространство.

В своей коррекционно-образовательной деятельности для достижения высокоэффективного результата, мы используем такую форму работы с дошкольниками, как интегрированное занятие педагога-психолога и учителя логопеда, которая оказывает положительное влияния на процесс коррекции, воспитания и обучения воспитанников ДОУ.

Целью данной совместной работы является выстраивание комплексного психолого-педагогического воздействия, направленного на гармонизацию речевого и психофизического развития детей, обеспечивающего всестороннее развитие их личности. Ключевое в данной модели образования – это принятие педагогомребенка как полноценной личности. Ребенок учится приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые может потом с легкостью трансформировать их в условиях социума.

Подготовка к интегрированному занятию предполагает достижение общей цели – развитие и воспитание гармонично целостной личности ребенка. Но на планируемом занятии учитель-логопед и педагог-психолог решает конкретные свои коррекционно-образовательные и коррекционно-воспитательные задачи. Оба педагога осуществляют работу поразвитию речи и других высших психических функций одновременно, но не на равных. Основная задача учителя-логопеда –развитие и формирование речевых навыков (коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога –это средство развития интеллектуальных способностей.

В дошкольном возрасте, как известно, ведущей деятельностью является игра, поэтому коррекционно-развивающая работа осуществляется в игровой форме, что обеспечивает возможность всестороннего развития и воспитания дошкольников. Поэтому нужно отметить, что данные занятия проходят в более легкой, расслабленной атмосфере с частой сменой разных видов деятельности, игр, заданий, включения элементов психогимнастики и арт-терапии. За счет такой формы организации у детей возрастает уровень развития творческих, интеллектуальных возможностей, развития коммуникативных навыков. Повышается уровень усвоения и прочности запоминания речевого материала. Дети объединены общими искренними переживаниями, эмоциями и впечатлениями, что помогает стабилизации общего психо-эмоционального фона в развитии личности каждого ребенка.

В рамках интегрированной коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед решает следующие задачи:

  • Развитие лексико-грамматических категорий.
  • Развитие связной речи (монологической и диалогической).
  • Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.
  • Развитие звуковой стороны речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

В рамках интегрированной коррекционно-образовательной деятельности педагог-психолог решает следующие задачи:

  • Активизация мыслительных операций и психических процессов.
  • Развитие самооценки.
  • Снижение уровня тревожности.
  • Развитие навыков коммуникации и доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Совершенствование мелкой моторики.

Важнейшим результатом взаимодействия педагога-психолога и учителя логопеда, в рамках интегрированной коррекционно-образовательной деятельности, представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и в последствие, к успешному обучению в школе.

Родители, как самые близкие люди, оказывают непосредственное влияние на эмоциональное и психическое развитие ребёнка. И если они активно включаются в жизнь детского сада, это способствует тому, что ребёнок ощущает себя частью целого процесса и воспринимает образовательные задачи более позитивно. Привлекая родителей к участию в рамках интегрированнойкоррекционно-образовательнойдеятельности, мы способствуем развитию понимания ими педагогических принципов, обогащениюих воспитательных умений, поддержке уверенности и компетентности в вопросах воспитания и развития собственных детей. А также, это способствует возможности лучше осознать, как проходит процесс воспитания и образования их ребёнка в детском саду и помогает понять, какими умениями и навыками способен обладать ребенок в данный возрастной период. Выступая в роли эксперта и активного наблюдателя, родители отмечают в чек-листе, проявляемую их ребенком, активность, самостоятельность, дружелюбие, контактность, волевые качества и уровень знаний и навыков. Результат данных наблюдений очень нагляден. Родитель видит сильные и слабые стороны ребенка и понимает, что именно важно закреплять и развивать в повседневной деятельности, вне детского сада. А также понимает, на какие сильные стороны своего ребенка при этом можно опираться. Включенность родителей помогает оперативно решать возникающие у ребёнка проблемы, будь то трудности в адаптации, вопросы поведенческого характера или сложности в освоении учебных задач.

Библиографический список:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. ФГОС ДО.
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Хулаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. — 176 с. илл. – (Психологиче6ская работа с детьми)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год