Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)
Педагогика
Автор: Мусатова Ксения Игоревна Хуторная Наталья Александровна   
12.03.2025 06:01

Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)Виды авторитета и их влияние на развитие детей. (Взаимодействие с семьями воспитанников)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова

Подготовили: воспитатели средней ортопедической группы «Колокольчик» Мусатова К.И., Хуторная Н.А.

С самого рождения человек попадает в общество. На его развитие оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

 

Скачать конспект

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Слово «авторитет» с латыни переводится как «власть, влияние». В детско-родительских отношениях, говоря «авторитет» мы, конечно, подразумеваем влияние. Потому что, если в процессе воспитания детей родители делают акцент на слове «власть», то тогда они просто хотят добиться подчинения младших. Это может привести к травме детской психики.

Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери.

Авторитет взрослых складывается из:

  • содержания обыденной жизни семьи (взаимоотношения между родителями, отношение мамы и папы к работе);
  • насыщенности семейной жизни (семейные ценности, интересы, традиции, мировоззрение);
  • мнения родителей об окружающих;
  • ответственности родителей за воспитание своих детей.

Авторитет никогда не должен зависеть от различных жизненных ситуаций и настроения взрослых.

Необходимо отличать настоящий авторитет от ложного. Формирование ложного авторитета может быть вызвано рядом причин:

  • стремление добиться послушания ребенка всеми способами;
  • желание оградить ребенка от трудностей, искупить чувство вины, компенсировать ограниченные возможности ребенка, связанные с его здоровьем. (Это характерно для семей, воспитывающих детей с ОВЗ.)

В зависимости от этого существуют разные виды ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет подавления. Это самый страшный вид ложного авторитета. По каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают к физическим методам воздействия. В таких семьях ребенок вырастает безвольным, замкнутым, забитым человеком или, наоборот, деспотом и самодуром, мстящим за подавленное детство.

Авторитет расстояния. Родители стараются быть подальше от своих детей, изредка выступая в роли начальства. Метод воспитания – отдаление от ребенка. Результат воспитания – отсутствие взаимопонимания в семье.

Авторитет чванства. (Чванство – тщеславная гордость, гордость знати, богатства.) Родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В этих семьях царит культ денег и связей, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами.

Авторитет педантизма. Родители отдают приказы и требуют их точного исполнения. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребенок либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

Авторитет резонерства. В том случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать родителей.

Авторитет любви. Показная демонстрация любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. Дети очень скоро замечают, что родителей можно обмануть, только это нужно делать с нежным выражением на лице и в голосе. В таких семьях вырастают эгоисты. Первыми жертвами этого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Родители боятся конфликтов, уходят от них. Послушание детей организуется через уступчивость, мягкость, доброту и беспринципность родителей. В этих семьях дети капризны, требовательны, командуют родителями.

Авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «подкупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются все же воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс, дети начинают воспитывать родителей. В чем же заключается настоящий родительский авторитет?

Истинный авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь, работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит.

Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит о помощи, потому что не умеет этого делать, родители сами должны прийти на помощь. Эта помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной, в некоторых случаях необходимо предоставить возможность ребенку самому выбраться из затруднения. Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.

Задача детского сада — оказать родителям помощь в процессе формирования родительского авторитета. Для ее достижениянами используются следующие подходы:

  • Изучение семей. Важно учитывать различия в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностях, взглядах на воспитание, структуре и характере семейных отношений. Так же не следует забывать и о состоянии здоровья детей. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, требуют индивидуального подхода и помощи.
  • Установление доброжелательных отношений. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребёнка.
  • Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия. Для этого нужно сообщать им знания и информацию, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
  • Поддержка родительской инициативы. Важно поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
  • Объединение и сплочение родителей. Это поможет решать различные вопросы организации жизни детей в группе, создавать атмосферу сопричастности и общности интересов.

Взаимодействие с родителями строится поэтапно по четырем основным направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения:

  • социологические срезы;
  • опросы;
  • анкетирование;
  • «Почтовый ящик».

Использование метода анкетирования помогает познакомиться с семьями воспитанников (их состав, социальные особенности, интересы, увлечения), лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи и учитывать индивидуальные особенности.

Анкетирование «Какой я родитель», проведенное социальным педагогом с 1-10 октября 2024года, позволило сделать следующие выводы: Подавляющее большинство родителей обладает большими возможностями правильно понимать собственного ребёнка, их взгляды и суждения – союзники в решении различных воспитательных проблем.

По итогам анкетирования выстраивается дальнейшая работа по взаимодействию с родителями, разрабатывается план работы.

2. Познавательное направление

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у детей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения:

  • традиционные и нетрадиционные групповые собрания;
  • тренинги;
  • семинары – практикумы;
  • мастер – классы;
  • исследовательско – проектные, ролевые, иммитационные и деловые игры;
  • консультации;
  • индивидуальные беседы.

Групповые собрания родителей могут быть проведены в традиционной и нетрадиционной форме. Мы отдаем предпочтение нетрадиционным родительским собраниям, так как на них родители ведут себя более раскрепощенно, что способствует установлению доверительных отношений.

Нетрадиционные родительские собрания в нашей группе проводятся в форме:

  • Семинара – практикума

Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

  • Тренинга

Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

  • Мастер – класса

«Мастера» — родители, «мастера» — воспитателя делятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка.

  • Собрание-презентация

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления.

  • Вечер вопросов и ответов

Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

Семинар – практикум: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дома»

Детско – родительское мероприятие: «Цветик – семицветик».

(В рамках проекта: «Цветик – семицветик».)

Тренинговая игра: «Имена» Тренинговая игра:

«Можно — нельзя»

Мастер – класс для родителей: «Развитие мелкой моторики» Мастер – класс для родителей: «Скрайбинг – инновационный метод развития»

Собрание – презентация:

«Что такое финансовая грамотность» Собрание – презентация:

«Давайте знакомиться!»

Вечер вопросов и ответов

Консультации и индивидуальные беседы помогают нам дать квалифицированные советы родителям по воспитанию и развитию детей. Консультации планируются заранее, а индивидуальные беседы могут быть запланированы и носить ситуативный характер.

Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, но ничего не заменит личного эмоционального общения.

3. Досуговое направление

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения:

  • праздники;
  • детско – родительские мероприятия;
  • выставки работ семей воспитанников;
  • акции.

Это направление очень интересное, востребованное, эффективное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка, приобрести опыт взаимодействия с ним и окружающими людьми, позволяет повысить родительскую рефлексию и получить удовлетворение от совместной деятельности.

Детско – родительское мероприятие: «Широкая Масленица» Родительское собрание: «Физическое развитие детей4 – 5 лет»

Детско – родительское мероприятие: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Все мероприятия, организованные в детском саду, направлены на формирование родительского авторитета.

Детско – родительское мероприятие в рамках проекта: «Саратов в годы Великой Отечественной войны»

Праздник: «Встреча Весны» (в рамках проекта: «Поговорка – цветочек, пословица — ягодка»)

Детско – родительское мероприятие: «По страницам сказок» (в рамках проекта: «Математика вокруг нас»)

Участие в акциях помогает родителям заложить в сердца детей желание совершать добрые дела.

Акция: «Бессмертный полк» Акция: «Окна Победы»

Акция: «Помоги зимующим птицам» Акция: «Водорослям крышка»

Флешмоб «Планета семья», посвященный

году семьи — 2024

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Совместное творчество детей и родителей

Совместная поисковая деятельность семей воспитанников

4. Наглядно – информационное направление

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения:

  • родительские уголки (конкретные советы, игры, информация о том, чем занимается ребенок в течение дня, продуктивная деятельность детей, фотовыставки);
  • буклеты для родителей;
  • информационно – коммуникативное пространство (группа в «Контакте» и Telegram).

Эта форма работы необходима, так как часто нет возможности предоставить информацию индивидуально каждому родителю. Стенды в родительском уголке оформлены ярко и красочно, содержат интересующую родителей информацию.

Нами организуются выставки детских работ и фотовыставки разнообразной тематики.

Родительский уголок

Фотовыставка: «Книга Памяти» Фотовыставка: «Мамина колыбельная»

Выставки на стендах детского сада

Но не всегда эта информация доступна для родителей из – за ограничения их доступа в помещение детского сада, поэтому мы активно используем информационно – коммуникативное пространство (группа в «Контакте» и Viber), где данная информация дублируется. Предоставляется ежедневная информация о деятельности детей в течении дня.

Информационно – коммуникативное пространство

Работая по всем этим направлениям, особое внимание уделяем семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Способствуем их социализации, побуждая к участию в конкурсах, акциях, проектной деятельности, досуговых мероприятиях. В свою очередь общение таких семей с семьями, в которых растут здоровые дети, помогает последним осознать ценность здоровья своего малыша, стать милосерднее к окружающим, побуждает совершать добрые дела.

Взаимодействуя с семьями воспитанников, стараемся сделать так, чтобы все родители чувствовали себя частью общего дружного коллектива. Надеемся, что мероприятия, проводимые в стенах нашего детского сада, помогут родителям стать для своих детей такими родителями, которых они мечтали иметь в детстве.

Список литературы:

  1. Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В.Э. Головенко «Диалог с родителями». (Методический аспект взаимосвязи детского сада и семьи) / ООО ТЦ «СФЕРА», 2016г.
  2. А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». (Приложение к журналу «Управление ДОУ») / ТЦ «СФЕРА», 2011г.
  3. В.П. Иванова, И.С. Левина «Общение без конфликтов». / Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №3, 2013г.
  4. О.Н. Митрофанова «Технология эффективного взаимодействия детского сада и семьи». / «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2011г.
  5. Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова «Технология педагогического общения с родителями». / «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2010г.
  6. Е.А. Вышиваная «Опросник, тест и анкета, чтобы проверить осведомленность родителей про сайт и повысить его посещаемость». / «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №8, 2024г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год