Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»
Педагогика
Автор: Черкасова Галина Николаевна   
22.03.2025 11:53

Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»

Автор: Черкасова Галина Николаевна, воспитатель дошкольного отделения «Ягодка» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Володарской средней общеобразовательной школы Ленинского городского округа Московской области.

Цель: передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работыпо развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • повысить профессиональное мастерство педагогов;
  • активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер-класса.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных организаций.

 

Методы и приемы проведения мастер-класса: словесный, наглядный, практический.

Материалыиоборудование: проектор; ноутбук; экран; музыкальное сопровождение сказки (аудиозапись); видеоролик; два стола и стулья по количеству участников; бейджи для участников мастер-класса; оборудование и материалы для проведения экспериментов; значки волонтёров.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе.

Общеизвестно, педагоги как пчёлки, трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесёт с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок!

Включается музыкальное сопровождение сказки (аудиозапись).

Жило-было Море... Большое, живое, такое …, что сразу и не рассказать... Было оно тёплое... Было оно доброе... И умело Море рассказывать сказки, самые прекрасные в мире...

Жил-был в глубинах моря дельфин по имени Арго. Его назвали так потому, что он мчался по волнам, словно быстрый кораблик. Он жил в большом-большом Чёрном море Краснодарского края. Море было для него домом. Здесь жила вся его семья: мама, папа, братья, сёстры. Здесь у него было много друзей.

Арго был сильным и умным, но главное – у него было доброе сердце. Арго любил помогать другим морским обитателям, и они любили его за это.

Однажды случилось страшное происшествие: в море затонул огромный танкер, который перевозил нефть, опасную для окружающей среды. Какое же печальное зрелище окутало водную гладь!..

Видео новостей о событиях, произошедших 15 декабря.

Многие рыбы и морские животные оказалисьв опасности! Жалобные крики дельфинов раздались над водой, словно стоны… Впервые в своём доме, в водах родного моря, дельфины почувствовали себя такими одинокими и беспомощными…

Арго не мог понять, что же теперь делать, как быть?.. Надо что-то предпринять!!!

Дельфин решил привлечь внимание людей, чтобы они помогли ему исправить ситуацию. Он выплыл на поверхность и начал бить плавниками по воде и издавать звуки.

Люди отправили в море команду, которая привезла специальное оборудование для очистки воды. С помощью дельфина они нашли места, где было больше всего нефти, и начали очищать воду.

2. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, чтобы лучше понять ситуацию, которая произошла в Чёрном море, я приглашаю 6 человек.

Участники мастер-класса перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.

Участникам мастер-класса раздаются бейджи.

Сейчас мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».

Моделирование экологической катастрофы.

Опыт № 1.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой; растительное масло, обозначающее нефть; салфетки.

Давайте представим, что ёмкость с водой – это море, а растительное масло – нефть.

В ёмкость с водой добавляется масло.

Что происходит с маслом?

Вывод: Масло растекается так же, как и нефть на море.

Опыт № 2.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с перьями; коврик; салфетки.

Какие птицы обитают на Чёрном море и морском побережье? (Буревестники, пеликаны, чайки, гагары, цапли, лебеди, кряквы, фламинго, бакланы, поморники.)

Давайте представим, что чайки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.

Возьмите, пожалуйста, перо, рассмотрите его, какое оно? (Красивое, воздушнее, лёгкое.)

Подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо внефть (избыток нефти можно снять, прижав перо к краям ёмкости с водой), и ещё раз подбросьте вверх.

Первый участник мастер-класса подбрасывает пёрышко и внимательно следит за его плавным полётом. Затем обмакивает перо в масло и ещё раз подбрасывает вверх.

Посмотрите, как быстро пёрышко падает вниз. Почему?

Вывод: Масло покрыло перо и склеило его, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Опыт № 3.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с кусочками меха; пинцет; коврик; салфетки.

Какие животные обитают на Чёрном море и морском побережье. (Барсы, медведи, шакалы, рыси, лисицы, олени, косули, кабаны, зайцы, летучие мыши, выдры, черепахи, ящерицы, жабы и некоторые виды змей.)

Давайте, рассмотрим, как эта экологическая катастрофа повлияла на жизнь животных. Приложите мех к щеке. Какой он? (Мягкий, тёплый.)

Второй участник мастер-класса прикладывает мех к щеке и описывает.

Зачем мех нужен животным? (Согреваться от холода.)

Опустите в ёмкость с маслом мех. Какой он стал? (Липкий, мокрый.)

Может ли такой мех согреть? (Не может.)

Вывод: Шерсть слипается от жира и теряет свою естественную способность изолировать тело животного, и оно может погибнуть от переохлаждения.

Опыт № 4.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с палочками; салфетки.

Что ещё есть в море? (Водоросли, дельфины, морские иглы, морские коньки, медузы, крабы, очень много рыб.)

Размешайте палочкой воду в ёмкости.

Третий участник мастер-класс размешивает воду.

Что мы видим? (Пузырьки. Это кислород.)

Могут ли в такой воде жить растения и обитатели моря? (Нет.)

Почему? (Ответы участника.)

Вывод: Масляное пятно не пропускает солнечный свет икислород, растения и животные моря могут погибнуть.

Опыт № 5.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с ложечкой, ситечком; салфетки.

Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы участника.)

Давайте попробуем убрать масляное пятно подручными средствами (ложкой, ситечком).

Четвёртый участник мастер-класса пытается убрать масляное пятно. Ничего не получается.

Вывод: Полностью убрать масляное пятно подручными средствами невозможно.

Опыт № 6.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налиторастительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с флакономжидкости для удаления жира «Fairy»; мерный стаканчик; салфетки.

Для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна.

Пятый участник мастер-класса добавляет в ёмкость с масляным пятном специальную жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Fairy»), в результате чего масло расщепляется на множество мелких капель.

Вывод: Применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

Опыт № 7.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налиторастительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с сухими безворсовыми салфетками; салфетки.

А теперь попробуем очистить поверхность воды от нефти. Для этого берём салфетку, аккуратно кладём на поверхность воды.

Шестой участник мастер-класса помещает сухую безворсовую салфетку в ёмкость, где расщепилось масло.

Что происходит? (Салфетка собирает масло на поверхности воды.)

Вывод: Специальные корабли-нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их ещё называют бонами, у нас это сухие безворсовые салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, водапроходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается.

Уважаемые коллеги, скажите, теперь «морская» вода стала чистой? (Ответы участников.)

Очищенная от нефти (масла) поверхность Чёрного моря и побережья даёт возможность растительному и животному миру восстановиться.

Арго очень счастлив оттого, что ему удалось помочь морскимобитателям, которые оказались в опасности.

Вопрос залу: Уважаемые коллеги! Что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить природу? (Не губить, беречь, не отравлять, охранять.)

Совершенно верно! Людям нужно дружить с природой, не обижая и не причиняя вреда её обитателям.

3 Рефлексивно-оценочный этап.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы ещё раз доказали, что по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Большое спасибо вам за помощь!

В знак того, что вы помогли очистить воды Чёрного моря от нефти и нефтепродуктов, вручаю вам значки волонтёров.

Вручение значков под торжественную музыку.

Уважаемые коллеги! Нам удалось найти ответы лишь на некоторые вопросы, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства!..

Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир!

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год