Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

К ВОПРОСУ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Скоро в школу
Автор: Белоусова Ольга Владимировна Прошина Наталья Владимировна   
20.03.2025 16:33

К ВОПРОСУ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮК ВОПРОСУ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о нейропсихологическом подходе к подготовке дошкольников к школьному обучению. Отмечается, что

нейропсихологический подход позволяет оценить состояние нейропсихологического развития ребенка, определить слабые стороны и разработать индивидуальную программу коррекционной работы. Каждая структура мозга развивается в определенном возрасте, и задержка развития может привести к трудностям в обучении.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, подготовка к школе, дошкольный возраст.

По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться только по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с разных сторон анализа ребенка.

В этом может помочь нейропсихологический подход.

Нейропсихология – это наука, которая находится на стыке нескольких дисциплин: психологии, неврологии и логопедии. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.

 

По мнению многих людей, готовность или неготовность ребенка к школьным будням можно определить лишь по внешним признакам: физическое развитие, умение или неумение читать, писать, считать, самостоятельность и уровень социокультурного развития. Однако не стоит забывать о том, что есть еще внутренний мир ребенка и его интеллектуальные возможности. При поступлении в школу очень важно учитывать и психоэмоциональное состояние будущего школьника, и развитие его высших психических функций, а также его речевое развитие и когнитивные способности. Только на основании всех этих факторов можно делать выводы о том, насколько ребенок готов или не готов к школьной жизни.

Если представить собирательный образ современного первоклассника, то в нашем воображении возникнет физически хорошо развитый ребенок, который, скорее всего, уже умеет читать, считать и писать. Он достаточно эрудирован и хорошо разбирается в современных гаджетах и компьютерных играх. Возможно, у него уже есть свой личный аккаунт в социальных сетях, и на просторах всемирной паутины такой ребенок ориентируется с легкостью.

Казалось бы, родителям можно только радоваться и не переживать по поводу школьного будущего своего сына или дочери. Но правомерно возникает очень большое количество других вопросов, касающихся развития детей. Сколько времени они проводят на свежем воздухе? Играют ли в подвижные игры? Как выстраивают свои отношения со сверстниками? Как реагируют на критику и замечания? Насколько самостоятельны в быту?

Если вновь воспользоваться приемом собирательного образа, то каждый может ответить на эти вопросы для себя. Остается неоспоримым факт о том, что в подвижные уличные игры дети сейчас играют не так часто, как хотелось бы. А между тем подобные активные занятия способствуют развитию ловкости, скоординированности движений, контролю своего поведения. Подкорковые структуры мозга в этот момент насыщаются кислородом, формируют карту своего тела. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать руками и ногами одновременно или разнонаправленно. У него формируются межполушарные взаимодействия. Кроме того, он учится выстраивать отношения с окружающими людьми, выражать свое мнение и оценивать поведение других. Все эти навыки, бесспорно, влияют на школьную успеваемость ребенка и его самореализацию в будущем.

Многие родители упускают из вида тот факт, что к первому классу ребенок не умеет застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эти навыки напрямую говорят об уровне развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с речевым развитием ребенка.

Какие факторы влияют на успеваемость ребенка в школе? Что делает процесс обучения для него продуктивным и результативным? Есть ли какая-то взаимосвязь между развитием мозга и успехами или проблемами школьном обучении?

Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, физически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.

У ребенка должна быть сформирована соответствующая познавательная мотивация, кроме того, будущий ученик должен понимать, что ему предстоит установление правильных взаимоотношений: ребёнок — взрослый (с учителями) и ребёнок-ребёнок (с одноклассниками).

Школьная зрелость – это сложный феномен, рассматриваемый нейропсихологами как триединое целое, включающее в себя интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность ребенка к обучению в школе.

Разберем каждый из этих аспектов подробнее.

1. Интеллектуальная готовность – это фундамент успешного обучения. Она характеризуется целым рядом взаимосвязанных способностей. Прежде всего, это способность к концентрации внимания. Ребенок должен уметь сосредотачиваться на конкретном задании, игнорируя отвлекающие факторы, будь то шум в классе или собственные мысли. Это требует развитой функции произвольного внимания, которая активно формируется в дошкольном возрасте.

Далее, критически важна способность к логическому мышлению – умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Без этого ребенок будет испытывать трудности с пониманием учебного материала, особенно в математике и естественных науках.

Контроль поведения – еще один ключевой элемент интеллектуальной готовности. Ребенок должен уметь управлять своими импульсами, следовать инструкциям учителя, не отвлекаться и не мешать другим.

Пространственная ориентировка – это способность понимать и ориентироваться в пространстве, что важно для выполнения многих учебных заданий, таких как рисование, письмо, конструирование.

Нельзя забывать и о хорошо развитой памяти – как краткосрочной, необходимой для запоминания информации на уроке, так и долгосрочной, для накопления знаний и умений.

Наконец, хорошо развитая речь – это залог успешного общения с учителем и одноклассниками, а также способность выражать свои мысли и идеи. Все эти интеллектуальные навыки тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Слабое развитие одного из них может серьезно затруднить обучение.

2. Эмоциональная готовность к школе проявляется в умении ребенка справляться со своими эмоциями, контролировать свои чувства – радость, грусть, гнев, страх. Ребенок должен быть способен регулировать свое эмоциональное состояние, не поддаваться сильным эмоциям, которые могут мешать учебному процессу. Он должен проявлять интерес к обучению, желание учиться новому, испытывать удовлетворение от успехов и адекватно реагировать на неудачи. Негативные эмоции, такие как тревожность, страх перед школой, агрессия, могут серьезно затруднить адаптацию ребенка к школьной среде. Важна положительная мотивация к обучению, желание учиться, а не просто посещать школу.

3. Социальная готовность характеризуется умением ребенка взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Это включает в себя потребность в общении, способность слушать и понимать других, сотрудничать, решать конфликты мирным путем, принимать правила группы и находить свое место в коллективе. Ребенок должен уметь подчиняться правилам и следовать инструкциям учителя, принимать на себя роль ученика – быть ответственным за свои действия и выполнять свои обязанности.

Способность к эмпатии – пониманию чувств других людей – также является важным аспектом социальной готовности. Неумение взаимодействовать со сверстниками и учителями может стать серьезной помехой в обучении.

Идеальная школьная зрелость, включающая все три аспекта в полной мере, формируется примерно к семи годам. Однако, в реальности встретить ребенка, полностью готового к школе, – это большая редкость. Многие дети испытывают некоторые трудности в одном или нескольких из этих аспектов. Нейропсихологический подход позволяет оценить состояние нейропсихологического развития ребенка, определить слабые стороны и разработать индивидуальную программу коррекционной работы. Каждая структура мозга развивается в определенном возрасте, и задержка развития может привести к трудностям в обучении.

Нейропсихолог использует специальные методы диагностики для выявления проблемных зон и подбора эффективных методик коррекции. Например, задержки в развитии могут проявляться в трудностях с письмом, чтением, счетом, в нарушении внимания, памяти, пространственной ориентировки. Коррекционная работа может включать специальные упражнения, игры, занятия, направленные на стимуляцию развития отстающих функций мозга. Это помогает подтянуть отставание и подготовить ребенка к успешному обучению. Важно понимать, что нейропсихологическая коррекция – это не просто лечение, а комплексная работа, направленная на активизацию потенциала мозга и развитие необходимых для школы навыков. Она требует терпения, системности и индивидуального подхода. Только комплексное воздействие на все аспекты школьной зрелости может гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и его успешное обучение.

Список литературы

  1. Бушуева А. Нейропсихологическая подготовка к школе. – URL: https: //www. defectologiya. pro/zhurnal/nejropsixologicheskaya_podgotovka_k_shkol e/
  2. Кутепова Н.В. Использование нейропсихологического подхода в подготовке к школе. – URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/psihologiya/2025/01/24/ispolzovanie-neyropsihologicheskogo-podhoda-vpodgotovke-k-shkole
  3. Милютина Е.Г. Использование нейропсихологического подхода в развитии речи у детей при подготовке к школе. – URL: https: //solncesvet. ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanieneyropsihologicheskogo-podh. 14143211061/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год