Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Функциональная грамотность в физическом развитии дошкольников
Спорт, тренировки
Автор: Арсамакова Ф.Х., Евстигнеева М.С.,   
01.04.2025 12:48

Функциональная грамотность в физическом развитии дошкольниковФункциональная грамотность в физическом развитии дошкольников

Авторы:

  • Арсамакова Ф.Х., ст. воспитатель;
  • Евстигнеева М.С., инструктор по ФК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Ласточка» Вологда 2025

В условиях стремительно меняющегося мира функциональная грамотность становится одним из ключевых элементов, позволяющих людям активно участвовать в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества

Формирование функционально грамотных людей — одна из основных целей современного образования. Эта задача актуальна и для дошкольного образования.

Существует пять видов функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская (речевая) грамотность, естественнонаучная грамотность, социально-коммуникативная грамотность, финансовая грамотность. Функциональная грамотность связана с готовностью добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, а также осуществлять саморазвитие.

 

Как способствовать развитию функциональной грамотности у старших дошкольников на занятиях физкультуры? Образовательная область «Физическое развитие» существенно отличается от других областей дошкольного образования. Основная ее цель — это обеспечение максимальной двигательной активности детей. Однако не стоит забывать и о теоретической части. Это может быть информация о различных видах спорта и спортсменах, правилах соревнований, техниках выполнения упражнений, возможных ошибках и способах их предотвращения, методах сохранения и укрепления здоровья и здоровом образе жизни. Для развития функциональной грамотности по физической культуре в ДОО можно использовать различные методы и приёмы, такие как подвижные игры, эстафеты, спортивные упражнения, беседы о здоровье и физической активности.

Формирование математической грамотности на занятиях по физической культуре в ДОО проходит через разнообразные задания и игры с математическим содержанием. При выполнении репродуктивных упражнений дети работают по чётким правилам, предписывающим порядок выполнения заданий. Эти задания и упражнения являются основой закрепления математического материала и практического его применения на занятиях по физической культуре (сравнить предмет по форме и величине, определить порядок цифр, показать, где правая сторона, а где левая и т. д.).

При выполнении продуктивных упражнений задача детей — самостоятельно либо командой найти способ решения той или иной задачи, предложить идеи, обсудить их и принять нужное решение. Можно использовать следующие игры: «Поставь цифры по порядку», «Посчитай и перестройся в прямом и обратном порядке» при проведении эстафет, игра «Третий лишний» и т.д. Применяя математическую грамотность, дошкольники, самостоятельно ведут подсчет очков в играх.

Также для развития вариативного мышления и творческих способностей детей используются творческие задания. Например, в игре «Живая скульптура» детям предлагается придумать образ фигуры с геометрическими формами или цифрами.

Важно помнить, что математические задания, которые включаются в физкультурные занятия, не должны препятствовать развитию двигательной активности детей и отрицательно сказываться на моторной плотности занятия.

Читательская (речевая) грамотность применяется детьми при проговаривании правил подвижных игр, при спортивном ориентировании, при рассказывании о спортивных профессиях и видах спорта, при защите проектов, в беседах о здоровом образе жизни. Не менее важным практическим навыком для дошкольников является умение договариваться во время игровой деятельности, что проявляет социально-коммуникативную грамотность. Для развития навыков вербального общения используются свободная коммуникация, выполнение заданий по словесному описанию, командам и инструкциям, физкультурные упражнения и игры с мячом с использованием речитативов и считалочек. Для развития навыков элементарного невербального общения — организация и выполнение упражнений по свистку, жестам, хлопкам, сигналам, музыке.

Образовательная область «Физическое развитие» реализуется в детском саду не только инструктором на занятиях по физической культуре, но и в режимных моментах воспитателями. Педагогам можно использовать в своей работе следующие приёмы:

  • Работа с дидактическими карточками с текстом и иллюстрациями. Обучающиеся читают текст и выполняют задания, выражающиеся в двигательных действиях.
  • Изучение карт для прохождения квестов. Также ребята могут решать головоломки, кроссворды, проходить лабиринты.
  • Знакомство с произведениями о физической культуре и спорте. Можно включать в образовательную и повседневную деятельность малые формы фольклора и небольшие стихотворения.
  • Для развития эмоциональной отзывчивости, эмпатии и сопереживания. Например, «Цепочка слов», «Водяной», «Городки», «Совушка-сова», «Зайчики и лиса», «Пантомимические этюды», «Азбука настроений», «Отражение чувств», «Комплименты», «Каракатица». Задача этих игр — сформировать у детей умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, научить выражать свои потребности в вербальных и невербальных средствах общения, соблюдать элементарные правила общения в игре.
  • Для развития способности понять партнёра по команде, предвидеть его действия, эффективно решать совместные задачи. Например, «Плохое настроение», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Мы весёлые ребята», «Карусель», «Караси и щука», «Медведь и пчёлы», «Ловля обезьян», «Мышеловка», «Отражение чувств», «Хор животных», «Цифры».
  • В играх-эстафетах. Например, «Каракатица», «Черепаха-путешественница», «Переправа», «Эстафета по кругу», «Пожарные на учении». В них развивается способность к продуктивной совместной деятельности в командах, закрепляются навыки нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками.

В процессе физкультурной деятельности, особенно в коллективных играх, у детей формируются умения, необходимые для доброжелательного отношения друг к другу, воспитывается вежливость в общении и манера поведения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год