Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников»
Театральные занятия
Автор: Карпенко Наталья Петровна   
27.03.2025 17:45

«Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников»«Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников».

В работе ДОУ театрально-игровая деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую, которые в свою очередь влияют на становление личности ребенка и способствуют его социализации.

Цель: создать условия для театрально-игровой деятельности, как одного из средств социализации детей дошкольного возраста.

Приходяв детский сад дети сталкиваются с проблемой межличностного взаимодействия, они часто не знают как выстроить общение с окружающими людьми (детьми, педагогами), иногда у них отсутствуют представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. Социализация дошкольников происходит через участие ребенка в различных видах социальных отношений, которые могут моделироваться в театрально-игровой деятельности. Участвуя в театрализованных играх дети познают окружающий мир, становятся участниками различных событий, развивают свою самостоятельность и умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, а также происходит развитие их эмоциональной сферы (дети знакомятся с чувствами, настроением героев, учатся их распознавать; осваивают способы внешнего выражения чувств; осознают причины того или иного настроения и т.д.).

 

В задачи работы с детьми входило:

  • формирование у детей представления о различных видах театра, развитие интереса к игре, драматизации, к театрально- игровой деятельности, приобщение к ознакомлению со сказками посредством различных видов театра, обучение построению ролевых диалогов в процессе обыгрывания сказки.
  • пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие воображения и творческого мышления.
  • вовлечение в творческий процесс изготовления атрибутов к разным видам театра.

В работе использовались следующие приемы взаимодействия с детьми: показ с пояснением, игровые приемы, вопросы к детям; также применялись наглядные (наглядно-слуховые и наглядно-зрительные); словесные (беседы, обогащение новыми знаниями) и практические методы (сочетание восприятиямузыки с практическими действиями) работы, в том числе методы ролевой игры, методы организации осуществления учебных действий и операций, коммуникативные методы. Были использованы технологии проектирования музыкально обогащённой среды, технологии музыкально-ритмического воспитания, а такжездоровьесберегающие и игровые технологии.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности нами были приобретенынесколько разновидностей театров (пальчиковый, плоскостной, кукольный), костюмы, шапочки, маски.

Особый интерес дети проявляют к настольному театру кукол, разыгрывая различные знакомые ситуации. Также, детям нравится разыгрывать небольшие сценки с куклами бибабо.

Из опыта работы могу сказать, что социализация детей через театрально-игровую деятельность начинается с ясельного возраста. Она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят. Также, уже в первой младшей группе происходит знакомство детей с театральной куклой через просмотр спектаклей и драматизаций, подготовленных воспитателями и старшими дошкольниками. Все это позволяет снять напряжение у детей, расслабиться, создает положительную атмосферу. При желании ребенка поиграть с куклами, участвующими в спектакле – надо дать ему такую возможность, подкрепляясь положительными эмоциями это поспособствует постепенному включению детей в театрализованные игры.

Во второй младшей группе с помощью этюдов мы начинаем знакомить детей с разновидностями кукольных театров и продолжаем это знакомство до самого выпуска из детского сада. Дети учатся приемам управления куклами различных систем и когда освоят приемыкукловождения, мы приступаем к постановке кукольных спектаклей.

Параллельно в каждой возрастной группе проводится обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используется этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая – участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремиться спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в единой театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем: настольные куклы, верховые, марионетки, напольные, куклы с «живой рукой».

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мягкие игрушки, «люди-куклы».

Таким образом, театрально-игровая деятельность расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие детей, способствует проявлению положительных качеств личности, а коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Плюсы театрально-игровой деятельности в том, что в ней может затрагиваться большое разнообразие жизненных тем, например: отношение к природе, любовь к родному краю, семейные традиции, история Отечества, традиции края, знакомство с различными сторонами общественной и социальной жизни и т.д.

И сейчас мне хочется поделиться с вами опытом театрализованной игровой деятельности в старшей группе, направленной на формирование бережного отношения к природе. Эта тема особенно актуальна в нашем городе, богатом разнообразием животных и растений и большим количеством туристов, которые не всегда бережны к природе. Поэтому мы решили поставить экологическую сказку «Давайте беречь природу», чтобы с ранних лет у детей формировались экологическая грамотность, бережное отношение к природе, нравственность, чувство ответственности за свои поступки. Через демонстрацию проблемной ситуации у детей формируются все вышеизложенные качества, а в сказке хорошо отслеживаются причинно-следственные связи.

В ней были использованы следующие средства и приемы музыкальной деятельности: театрализованная музыкально-художественная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно – проблемная ситуация с ролевым взаимодействием, приемы разъяснения, пояснения, бесед.

Хочется еще раз сказать о том, что мы с вами, дорогие коллеги, вносим вклад в развитие каждого ребенка, формируем его мировоззрение, отношение к миру, людям, событиям, себе. Сегодня я поделилась с Вами своим положительным опытом театрально-игровой деятельности, направленной на бережное отношение к природе, надеюсь моя информация была полезной для Вас! Благодарю за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год