Огород на подоконнике. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Демченко Алёна Николаевна | |||
06.04.2025 19:08 | |||
Посадили огород, Будем за росточками Наступила весна. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду, является очень увлекательным занятием, и нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо в группе, на подоконнике. Воспитание любви к природе — основная задача поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Создание огорода на подоконнике способствует развитию у детей: понимания процессов роста растения: ребёнок видит, как формируется растение, усваивает алгоритм последовательности (семечко, росток, цветок, плод); наблюдательности: мини-грядка помогает замечать мельчайшие изменения в посадках; умения ухаживать за растениями: дети учатся выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность (поливать, рыхлить, собирать); речи: все действия сопровождаются беседой про новые растения, про посадку, что мотивирует ребёнка описывать свои действия; эстетических чувств: огород учит детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей, наслаждаться результатом; знаний, кругозора: дети узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений (свет, тепло, влага); понимания взаимосвязи в природе: ребёнок понимает, что если растение не поливать, не ухаживать за ним, оно может погибнуть. Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Знакомство с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр. Советы, с чего начать? Придумайте вместе с детьми, каким вы хотите видеть свой огород на окошке: классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего с клубами и скверами; настоящую ферму… Вариантов множество. Потом можно предложить ребенку (подходит для средне-старшего возраста) воплотить идею на бумаге — нарисовать будущий огород. Так ребенок яснее представит общую композицию и детали. Подготовите подходящую землю и семена. Подберите ёмкости для посадки, их можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики; или оформить весь огород в едином стиле, объединенным общей темой. Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ; Огород на подоконнике предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями; Приготовить маркер для того, чтобы подписать ёмкости, или специальные таблички. Какие растения выбрать для посадки? Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения. В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны и культуры овощей, цветов для прорастания. Затем, когда наступит тепло, можно будет рассаду высадить на грядки на улице. Мелкие семена редиса, укропа, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель. В средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия. В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки. Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть. Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем. В этом году у нас вторая младшая группа и мы с ребятами посадили лук, они сами определяли, где у луковицы верх и низ, сами насыпали в ёмкости землю, сами сажали луковицы и сами поливали. Это первые самостоятельные посадки наших детей. Лучок пророс быстро, и мы уже употребляем зелёные витамины во время обеда. А ещё у нас посажена петрушка, шпинат, и разные цветы. Дети с удовольствие помогают поливать наши грудки. И следят за «жизнью» наших героев гномиков.
|