Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Комарова Екатерина Александровна   
17.03.2025 21:08

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная деятельность занимает важное место в образовательном процессе, способствуя развитию познавательной активности у детей. В современном мире, где инновации и наука играют ключевую роль, умение исследовать и экспериментировать становится необходимым навыком для подрастающего поколения. В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется развитию познавательной активности детей. Естественным способом познания мира для ребенка является экспериментирование-деятельность, основанная на личном опыте и непосредственном взаимодействии с окружающей средой.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребенок учиться анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

 

В чем заключается роль педагога в процессе экспериментирования? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, побуждать любознательность и познавательную активность у детей. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует познавательно-исследовательскую деятельность.

Эксперименты могут быть как организованными, так и спонтанными. Важно стимулировать детей к самостоятельным исследованиям. Это может быть реализовано через проектную деятельность, когда дети сами выбирают тематику и порядок проведения экспериментов. Такой подход позволяет развивать критическое мышление, креативность и навыки командной работы.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и поэтапно.

На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечет основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно недостаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний, дошкольники, становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором этапе педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).

Педагог, лишь, в крайнем случае оказывает минимальную помощь. Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Структура экспериментальной деятельности

1. Этапы проведения:

  • Постановка цели
  • Формулировка гипотезы
  • Подбор материалов
  • Проведение опыта
  • Фиксация результатов
  • Формулировка выводов

2. Требования к оборудованию:

  • Безопасность использования
  • Надежность конструкции
  • Простота обращения
  • Возможность многократного использования

3. Методы фиксации данных:

  • Фотографирование
  • Рисование схем
  • Составление описаний
  • Ведение дневника наблюдений

Методы и формы проведения экспериментов

Эксперименты могут быть разными по форме и содержанию. Основные методы, которые могут использоваться, включают:

  1. Наблюдение- дети учатся наблюдать за природными явлениями и процессами, задавать вопросы и делать выводы.
  2. Практическая деятельность-выполнение простых экспериментов, таких как исследования свойств воды, воздуха, света или растений.
  3. Игровые формы-создание игровых ситуаций, где дети могут проводить «научные исследования» в рамках игры.

Темы для экспериментов

Темы для проведения экспериментов могут быть разнообразными и заинтересовать детей:

  • Исследования свойств материалов (твердость, гибкость, растворимость)
  • Опыты с водой (смешивание, выпаривание, замерзание).
  • Элементы физики (свет, звук, движение)
  • Знакомство с растениями (рост, условия для роста, состав почвы).

Заключение

Успех экспериментальной деятельности во многом зависит от готовности педагога поддерживать детскую инициативу и создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности. Систематическое проведение экспериментов помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса и формирует основу для дальнейшего успешного обучения. Важно помнить, что экспериментирование должно быть систематическим и целенаправленным, а не случайным и эпизодическим. Только в этом случае можно достичь устойчивых положительных результатов в развитии детей.

Создание благоприятных условий для экспериментирования в образовательных учреждениях поможет детям стать успешными и активными участниками образовательного процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год