Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение нетрадиционных техник рисования в целях познавательного развития у детей раннего возраста»
ИЗО детям
Автор: Крушинская Оксана Евгеньевна   
08.03.2025 16:52

«Применение нетрадиционных техник рисования в целях познавательного развития у детей раннего возраста»«Применение нетрадиционных техник рисования в целях познавательного развития у детей раннего возраста»

Согласно одному из принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ранний возраст — время многочисленных экспериментов, где главный исследователь — ребенок. Поэтому изучение предметов, материалов и выполнение всех возможных способов действий с ними очень важны для него. Ребенок с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать его.

Одним из таких экспериментов является рисование. А рисование с использованием нетрадиционных техник – еще и необычное, особенно в таком возрасте.

В традиционной педагогике рисование называется продуктивным видом деятельности: дети создают «продукт» — рисунок. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в познавательном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

 

Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных организаций.

Такие нестандартные решения развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. А также развивают восприятие и способствуют накоплению умений владения разными инструментами. Это свободный творческий процесс, когда есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов (а вот пальчиком да в краску). Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес.

Эта деятельность пока напоминает игру.

Игры с красками:

  • обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;
  • активизируют мелкую моторику рук;
  • способствуют развитию воображения, памяти, внимания
  • стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша.

То есть выполняют задачи познавательного характера.

Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально положительном речевом сопровождении взрослого, так как детям необходимо общение в сотрудничестве с взрослым, и оно помогает им узнавать мир.

Во время данных игр — экспериментах малыши удивляются, когда на чистом листе появляются цветные следы от пальчиков, ладошек, от пробки и губки.

Первые игры только готовят малышей к «сотворению шедевров». Они знакомятся с бумагой и красками, узнают, что у листа есть границы. Возьмите краску и лист формата A3, окрасьте свою ладонь и оставьте след на нем. Дети последуют вашему примеру. Если этого не происходит, помогите им окрасить ладошку и отпечатайте ее след. А затем они сами будут оставлять следы на бумаге двумя руками, а вы только подсказывайте: «Вот еще место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так малыши с вашей помощью заполнят весь лист бумаги. Затем взрослый спрашивает: «Что получилось? Давайте посмотрим!». Малыши называют предмет, который нарисовали. А педагог говорит: «Один лучик, еще один лучик». Затем спрашивает: «Сколько нарисовали лучиков?». «Много». «А сколько солнышек?». «Одно». «А какого цвета солнышко?». «Желтого». Ладошка без особых усилий со стороны ребенка оставляет яр-кий и широкий след.

Рассмотрите игрушечную кошку. Обратите внимание детей на ее шерсть, цвет. Заранее приготовьте краску черного цвета и шаблон кошки. Помогите им оставить следы, ударяя кистью по бумаге, держа вертикально, заполняя весь шаблон. Получиться имитация фактурности пушистой поверхности. Пририсуйте пальцем глаза, носик.

Пусть малыши покажут, где у кошки глаза, носик. Можно придумать и рассказать про кошек интересную и понятную историю.

Обращайте внимание ребенка на предметы и явления, в которых можно заметить движение. Он с интересом будет наблюдать за падающими листьями. Сменяемость явлений в окружающей действительности подчиняется определенному ритму и чередованию. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно, чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом цветовых пятен с помощью пальчиков, обучаясь располагать их на листе. Повторяющиеся движения несложны, но быстро находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Взрослый подключается к рисункам детей и вносит конкретное содержание: «Листочки, кругом листочки». Для привлечения внимания к процессу рисования можно использовать стихи, песни.

Покажите малышам цветок. Вместе полюбуйтесь им. Скажите: «Посмотрите, какой красивый цве-ток! Потрогайте пальчиком лепестки. Вот ножка, на которой он стоит, она называется «стебель». А это листики. Стебель и листики — зеленые. Давайте понюхаем цветок. Ах, как он пахнет! Цветок — красный». Расскажите, что наступила весна и появилась зеленая травка. Предложите нарисовать цветы. Только после того, как дети увидят, потрогают, тщательно изучат цветок, игрушку или любой другой предмет, его можно рисовать. Малыши прижимают пробки к штемпельным подушкам с красной краской и наносят оттиски на обои. «Посмотрите, что получается?». «Получаются цветы». Детям нужно дать возможность освоить пространство листа с помощью этих доступных ему движений. Нельзя ограничивать их одним листом бумаги. Пусть они рисуют на листах разных размеров и разных цветов. На прогулке обращайте внимание на клумбы, на то, что они разного цвета. Тогда, рисуя, они будут выбирать тот цвет, который им нравится в данный момент.

Необходимо помнить, что предметы и явления, которые рисуют, узнают и называют дети, должны быть положительно окрашены в его памяти. Учите малышей читать свои пока еще несовершенные рисунки, узнавая в них явления природы, игрушки и сказочных героев.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В ДОО проводятся такие формы взаимодействия с родителями:

- Проведение групповых собраний «Малыш начинает рисовать», «Зачем крохе рисовать», мастер классы «Вместо кисти – ладошка», совместный досуг «Путешествие в страну сказок». Так как игры с краской удобнее организовывать дома, поэтому мы знакомим родителей с методикой обучения нетрадиционного рисования.

- Оформление выставок «Это может Ваш малыш».

Традицией группы стало организация выставок детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.

- Фотоколлажи «Наши занятия», «У нас в саду».

Для демонстрации навыков и умений у детей в познавательном развитии изготавливаем фотоколлажи.

- Педагогические беседы с родителями, тематические консультации «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка».

Для познавательного развития у детей раннего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, необходима предметно – развивающая среда. Поэтому мы создали уголок «Островок творчества», где малыши экспериментируют с веществами и материалами, активизирующие творческую и познавательную деятельность.

Таким образом, в результате работы по познавательному развитию через экспериментирование с веществами и материалами малыши в своей деятельности правильно используют геометрические фигуры, различают цвет, величину предметов, количество (много – один), ориентируются в пространстве.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год