Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка: развивающее пособие «ФинСоты»
Занятия с детьми
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Давыденко Надежда Васильевна Грязнова Ирина Ренатовна Суслова Татьяна Владимировна Курило Оксана Анатольевна Сумина Наталья Александровна   
22.04.2025 07:12

Методическая разработка: развивающее пособие «ФинСоты»Методическая разработка: развивающее пособие «ФинСоты»

Анжеро-Судженский ГО МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 11» 2024

Развивающее пособие может быть использовано в коллективной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет.

Развивающее пособие будет интересно воспитателям, детям, родителям.

Пояснительная записка.

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста — это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Перед нами встал вопрос, действительно ли это так, и что мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы наши дети в будущем имели опыт пользования финансовыми продуктами.

 

Скачать конспект

Дети, хотят они того или нет, но уже с ранних лет включаются в экономическую жизнь своей семьи: мы родители ходим с детьми в магазин, обсуждая, при этом цены на товар, что мы можем, купить, а что считаем дорогим, обращаем внимание на всевозможные акции на товар, рекламу, оплачиваю покупку, знакомим детей с способами оплаты, либо мы это делаем с помощью карт, смартфонов, наличными, таким образом у наших детей и закладываются первичные экономичные знания.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является – игровая, и с помощью игры у детей можно увлекательно расширить кругозор в вопросах экономики и бережливости, сформировать финансовую культуру, выработать элементарные практические навыки. На практике показало, что это является эффективным средством.

Дети, играя в игры по финансовой грамотности, вместе с воспитателем, родителем, со сверстниками не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками.

Таким образом, мы убедились, что игры по финансовой грамотности для детей, в наше время актуальны.

Играя в игры вместе с родителями, мы пришли к выводу, насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре, еще с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни.

И действительно, финансовая грамотность детей дошкольного возраста, является глобальной социальной проблемой, необходимо больше уделять внимания, как педагогам, так и родителям, экономическому воспитанию, необходимо больше информации по данному вопросу, целенаправленной работы с детьми.

Основная часть.

Цель: Заложить основы экономического мышления ребенка

старшего дошкольного возраста с помощью развивающего пособия

"ФинСоты".

Ребенок дошкольного возраста постоянный исследователь, который хочет все знать, все понимать, во всем разобраться.

И главная задача педагога – пробудить интерес к познанию.

Как известно, ребенок проявляет особую умственную активность в процессе достижения игровой цели, учебной деятельности и в повседневной жизни.

Каждый педагог ищет в своей педагогической деятельности новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, а также наиболее эффективно решали бы педагогические, воспитательные и образовательные задачи.

Когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми приоритет следует отдавать практическим методам обучения.

Это побудило нас создать новое игровое пособие – «ФинСоты».

Развивающее пособие «ФинСоты» — представлено в виде мягких ячеек –сот. В нутрии каждой соты находится дидактическая игра изфетра, направленная на решение задач финансовой грамотности.

Для ребенка мягкое пособие – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрываются при взаимодействии. Каждая сота – сюрприз, который очень нравится детям.

Работать с «ФинСотами» интересно и увлекательно, они дают возможность рассматривать, трогать, манипулировать предметами.

Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он еще не раз вернется к этому пособию, чтобы поиграть в него, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Для педагогов дошкольного образования это пособие – современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.

Пособие «ФинСоты» соответствует требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды: информативны, полифункциональны, безопасны; могут использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно, обладают дидактическими свойствами; являются средством художественно-эстетического развития ребенка; вариативны; структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивают экспериментирование; способствуют вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, творческую деятельность.

Благодаря своим увлекательным заданиям, это пособие решает следующие задачи:

- Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление.

- Пробуждать здоровый интерес к деньгам.

- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основыэкономики.

- Совершенствовать коммуникативные качества детей.

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуацийэкономических отношений посредством игровых действий.

- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр).

Развивающее пособие «ФинСоты» направлено на эффективноеприменение на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятиялучше проводить в малых группах (не больше 2 — 4 человек) илииндивидуально. Данное пособие может использоваться как часть занятия, или целым занятием в соответствии с учебной нагрузкой: 5-6 лет – 20-25минут, 6-7 лет – 25-30 минут.

Технология использования методического пособия.

Развивающее пособие включает 6 дидактических игр: (см. приложение 1)

Игра: «Дешево-дорого».

Цель: познакомить с понятиями: «дороже/дешевле». Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; показать, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Ход игры:

Предлагая ребенку картинки, нужно определить, какой товар дешевле, какой дороже.

Вставляя картинки в ячейки, подбираем нужный кошелек. Большой кошелек-означает дорого, маленький кошелек-дешево.

Материалы и оборудование: карточки с изображением товаров (12 штук), большие и маленькие кошельки, 3поля — ячейки.

Игра: «Список покупок».

Цель: закреплять у детей понятие «список покупок»; упражнять детей в умении следовать заранее запланированному списку покупок, закреплять у детей знание порядкового и количественного счета. Развивать речь и логическое мышление.

Игровые задания.

Игроку выдается карточка "Список покупок", нужно выбрать продукты следуя четко по списку. В дальнейшем, можно ограничить время на выбор продуктов или собирать на скорость (кто быстрее).

Игра: "Рекламное агентство"

Цель: формировать у детей знания о рекламе, развивать художественный вкус, развивать умение устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях.

Ход игры:

Каждому участнику игры, менеджеру по рекламе, дается задание — прорекламировать товар (например: сыр, одежду, косметику и т.д.) Остальные дети выбирают товар, так как, по их мнению, он был лучше прорекламирован.

Игра: "Можно — нельзя"

Цель: Сформировать у детей представление о том, что за деньги нельзя купить главные ценности, развивать логическое, экономическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки из фетра и предлагает ребенку сначала сделать выбор, выбрать изображение, которое можно купить за деньги, объясняет свой выбор, рассматривает остальные карточки и вместе с воспитателем приходит к выводу, что есть вещи, которые нельзя купить за деньги.

Игра "Семейный бюджет"

Цель: Формирование знаний детей о доходах и расходах семьи.

Ход игры:

Игра представлена в двух этапах.

1 этап: Игроки выбирают фишки, тем самым определяя членов семьи. Затем с помощью игрального кубика двигаются по игровому полю. Попадая на монетки берут себе монеты соответствующего наминала. Стрелочки позволяют продвинуться вперед на несколько ходов. Красный сектор хода — приз, где игрок кидает игральный кубик и зарабатывает столько рублей какая цифра выпала на нем. Если игрок попадает на синий сектор с цифрой 3 или 4, он должен взять из банка 3 или 4 рубля монетами разного наминала. Дойдя до финиша игроки сначала подсчитывают свой доход, затем объединяют его в общий семейный бюджет.

2этап: Общий семейный бюджет — игроки должны распределить на 8 секторов (продукты, транспортные расходы, нужды дома, одежда, лекарства, развлечения, игрушки — подарки, копилка).

Игра "Вклады"

Цель: Формирование знаний о номинале монет, умения компоновать монеты для получения определённой суммы.

Игра состоит из: копилка свинка, кошелек и банк; денег – монеток; и карточек с цифрами. Монеты номиналом 1, 2, 5 и 10 рублей, которые используются в наше время.

Задача детей – положить в копилку, кошелек и банк — деньги правильно (за один раз нужно положить столько рублей, сколько показывает цифра на карточке которую прикрепил ведущий).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Применение дидактического пособия позволит достичь следующихрезультатов:

- Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, вычитать)

- Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)

- Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным инеобходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развиваетмышление и способности анализировать.

- Умение отказываться (от менее нужного, от менее ценного – исоответственно определять приоритеты)

- Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иногорешения.

- Осознавать, семейный бюджет – это денежные средства, которые могутостаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут бытьиспользованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могутположительно или отрицательно сказаться на экономическом положениисемьи и его самого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Дети с большим удовольствием занимаются с этим пособием. Они пытаются ясно выражать свои мысли, играть и фантазировать. Поэтому методигры так удивительно подходят для работы с детьми, способствуя развитию основ экономического образа мышления у ребёнкастаршего дошкольного возраста.

Данное пособие существенно обогащает познавательное и социально-коммуникативное развитие детей. Оно способствует развитию любопытства, познавательного интереса, коммуникативных качеств и раскрепощению.

ЛИТЕРАТУРА:

- Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старших

дошкольников через игровую деятельность., 2007. — 20 с.

- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономику, — СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с.

- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок

финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная

программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет. Мин.

Просвещения РФ.. авт. коллектив. При содействии СБ России.

-Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы[Электронный ресурс]// Дошкольное воспитание. -2018. -№12. -с22-26. -Режим доступа: http: //dovosp. ru

-Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст]/А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.-2012. -112с.

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. -Москва: ТЦ Сфера, 2015. -96с.

Приложение 1

Развивающее пособие "ФинСоты"

Игра: «Дешево-дорого».

Игра: "Рекламное агентство"

Игра: "Можно — нельзя"

Игра "Вклады"

Игра "Семейный бюджет"

Игра: «Список покупок».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год