Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОГРАММА «МАЛЫШИ — КРЕПЫШИ»
Здоровье
Автор: Субботина Марина Владимировна   
17.03.2025 18:32

ПРОГРАММА «МАЛЫШИ — КРЕПЫШИ»ПРОГРАММА «МАЛЫШИ — КРЕПЫШИ»

Разработала: Субботина М.В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 118»

Пояснительная записка:

Сохранность детского здоровья представляет собой сложную и многогранную проблему. Здоровый ребенок – это проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая. Обеспечение детского здоровья – главная задача ближайшего и отдаленного будущего нашей страны. Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Проблема ценностного отношения к здоровью, сознательного ведения здорового образа жизни состоит в определении основных психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья, раскрытии механизма формирования и самоконтролируемой активности ребенка в процессе здоровьетворения.

 

Представление о здоровье человека до недавнего времени сводилось к оценке его медицинских характеристик. В повседневной жизни такое определение до сих пор остается в силе. Физическое здоровье организма человека не единственный компонент, необходимый для активной жизнедеятельности. Культура — это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования. Следовательно, культура здоровья — это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. Период Детства создает свою детскую субкультуру, которую можно определить как особую систему бытующих в детской среде представлений о мире и ценностей в нём. Эта система ценностей объективируется в различных играх, ритуалах, словесных произведениях. Детскую субкультуру рассматривают как своего рода культуру в культуре, живущую по специфическим законам, хотя и «встроенную» в общее культурное целое.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Культура здоровья дошкольника понимается как характеристика жизнедеятельности и личности растущего ребенка, отражая знания о здоровье и приоритете здоровья в формирующейся системе гуманистических ценностей, реальное состояние здоровья и активность в креативной здоровьесозидающей жизнедеятельности ребенка на основе самоорганизации, обусловленной примерами здорового образа жизни ближайшего социального окружения.

Актуальность:

За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 — 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения включает в себя решение таких проблем, как методы коррекции психофизиологических отклонений, устойчивости психики, гигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни, проблемы психологического здоровья ребенка дошкольного возраста. Причин неблагополучия в здоровье очень много, но основная — в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении,

воспитание у детей правильной системы ориентации. Человеку с раннего возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), которые, являясь первой ступенью общей системы образования, обязаны обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка.

Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.

Актуальность:

  • Падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • Ухудшение состояния здоровья матерей;
  • Стрессы;
  • Дефицит двигательной активности;
  • Недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности;
  • Безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Частичное разрушение служб врачебного контроля;
  • Неполноценное питание.

Новизна программы заключается не только в содержании, где перед ребенком раскрываются ценности здоровья, движения, взаимозависимости здоровья и окружающей среды, способ достижения гармонии между ними, но и в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию ребенка, на личностное взаимодействие ребенка с самим собой.

Новым в содержании является материал по ознакомлению со способами сохранения своего здоровья и построения здорового образа жизни.

В программе открывается мир живого, самоценность человека, его физическое и эстетическое отличие от других существ, красота тела, движений, путь бережного отношения к своему здоровью.

Цель программы: приобщение детей к ценностям физической культуры, как части общечеловеческой культуры.

Задачи, реализующие цель:

  1. Создание условий, обеспечивающих развитие понимания самого себя, своего организма, его состояния, тела и его движений.
  2. Формирование представлений у ребенка о движении как знаке, символе природосообразного, культуросообразного познания мира.
  3. Развитие у детей потребности в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни.
  4. Приобщение ребенка к ценностям физической культуры, представленных в специальных видах двигательной деятельности: народных подвижных играх, туризме, играх с элементами спорта, плавания.
  5. Создание в образовательном пространстве условий, способствующих саморазвитию личности на основе выявления интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности.

Содержание программы:

представлено в виде блоков

1. Я — мой организм, мое здоровье.

Цель – развитие основ культуры здоровья ребенка.

Задачи:

  • формирование представлений о своем теле, его частях, о способах его развития и сохранения, эмоционально – личностного отношения к нему
  • формирование поведения и опыта развития и сохранения здорового тела в любых жизненных ситуациях.

2. Я — мое тело – здоровье.

Цель – сформировать основы культуры телосложения

Задачи:

  • научить различать особенности строения человеческого тела и животных
  • сформировать способы, которые обеспечат ребенку сохранность форм и здоровья тела.

3. Я — мое движение — здоровье.

Цель – сформировать основы культуры движения

Задачи:

  • научить детей понимать «язык» движений, их красоту
  • формировать способы, обеспечивающие точность, рациональность и красоту движений
  • обеспечить условия для приобретения опыта двигательной культуры.

В двигательной деятельности детей наступает развитие их физической культуры, ориентация или переориентация сознания на здоровье, здоровый образ жизни, обеспечение выбора, принятие и апробация в собственном опыте ценностей своего организма, тела и его движений.

Методами и формами работы вхождения в мир физической деятельности стали такие виды, как НОД, игровая интегрированная двигательная деятельность, народная подвижная игра, диалог.

В игровой интегрированной двигательной деятельности ребенок с помощью движений познает окружающий его мир, постигает способы взаимодействия с ним, учиться преобразовывать себя и окружающую действительность. А интеграция слова и движения способствует познанию единства мира. На основе этого дети познают значимость телодвижений, которые отражают эмоциональный мир, свое отношение к нему и к другим людям. А это является важным фактором становления произвольного управления своим телом.

В народной подвижной игре ребенок творит воспроизводит собственный мир движений, создает двигательное пространство, «проигрывает» роли, создает двигательные образы, тем самым моделирует здоровый образ жизни. У всех народных подвижных игр есть правила. Поэтому их можно рассматривать с одной стороны как свободную деятельность, а с другой стороны, правила всегда определяют способы деятельности, и именно их выполнение способствует достижению результата. В правилах всегда четко сформулированы требования к цели деятельности, способам ее достижения, к реализации процесса. Поэтому с помощью правил народная подвижная игра позволяет ребенку осуществить выбор того способа деятельности, который сохраняет здоровье.

Для развития физической культуры дошкольников диалог я рассматриваю как интеграцию слова и движения, он предполагает не только вербальное общение, но и невербальное, с помощью движения, жеста и мимики. В программе для развития диалога мотивацией всегда выступает сам ребенок, его тело, движения, организм и его состояние, взаимодействие с окружающим миром.

Формы работы с детьми:

  • специально – организованная
  • интеллектуально – познавательная
  • игровая
  • тренирующая
  • совместная
  • индивидуальная

Интеллектуально – познавательные занятия помогают детям познать свой физический образ, свой организм, приобрести способы сохранения своего здоровья. В программе в младшем дошкольном возрасте они реализуются через тематические занятия: «Я и мой организм», «Я расту и изменяюсь», «Разные, разные лица», «Главные наши помощники», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Королевство зубной щетки» и др. Эти занятия проводятся 2 раза в месяц.

Методы и приемы используемые в интеллектуально – двигательных занятиях в младшем возрасте:

  • рассматривание
  • чтение потешек, отрывок из сказок, загадок
  • игровые двигательные задания
  • дидактические игры
  • проблемные ситуации

В программе в старшем дошкольном возрасте задачи и цели реализуются через тематику: «Путешествие в страну Носарию», «Растения – лекари», «Я, мой организм – здоровый образ жизни», «Подружись с зубной щеткой», «Наши глаза», «Куда девается пища», «Полезная еда», «Королевство здоровья в опасности» и др.

В старшем дошкольном возрасте в интеллектуально — познавательных занятий используются следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин
  • моделирование; опыты, эксперименты
  • проблемные ситуации
  • игры — инсценировки.

Игровые занятия направлены на реализацию раздела «Я – мое тело – здоровье». Здесь с помощью игрового вида деятельности ребенок познает основы культуры телосложения, способы ухода за своим телом и способы сохранения своего тела и здоровья.

Игровые двигательные занятия проходят через интеграцию музыкальной, двигательной, изобразительной и речевой деятельности.

В программе для детей младшего дошкольного возраста эти виды занятий реализуются через тематические занятия: «Я и мое тело», «Мое тело в пространстве», «Я расскажу тебе движениями рук (ног, головы и т.д.)», «Тело человека и животного», «Красота тела и его движения» и т.д. Занятия проводятся 1 раз в месяц, чередуясь с интеллектуально – двигательными.

Методы используемые в игровых двигательных занятиях для младшего дошкольного возраста:

  • беседы – диалоги об особенностях строения тела человека и животного, которые строятся таким образом:
  • из каких частей состоит тело человека?
  • почему голова является главной частью тела?
  • что помогает нам увидеть и услышать окружающий мир?
  • какие части тела помогают человеку передвигаться?
  • для чего нам нужны зубы?
  • какие движения выполняет наше туловище? и др.
  • дидактические и музыкально – двигательные игры, которые моделируют способы формирования телосложения
  • целью этих игр является моделирование способов движения тела, нахождение расположения его в пространстве, в нахождении способов развития своего телосложения, в поиске отличительных особенностей строения тела человек и животных. Неожиданные ситуации, которые могут возникнуть в ходе игры, предполагают от детей быстрой ориентировки, инициативы, находчивости. Музыкальные игры имеют большое значение в воспитании воли, выдержки. В процессе этих игр укрепляется организм ребенка, вырабатываются свойства движений: мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность, улучшается осанка. Ритм музыки помогает упорядочить движения и облегчает процесс овладения ими.
  • игры – инсценировки, моделирующие действия тела и его частей в зависимости от функционального назначения предмета и расположения его в пространстве.
  • эти игры помогают детям проигрывать способы двигательной деятельности. Дети через образ моделируют характер движения с предметом определенной частью тела.

Игровые занятия в старшем дошкольном возрасте в программе реализуются через тематику занятий: «Осанка и красота», «Тело человека и животного», «Добры молодцы и красны девицы», «Я человек», «Что такое здоровье?» и др.

Методы используемые в реализации игровых занятий в старшем дошкольном возрасте:

- Беседы — диалоги о способах познания и преобразования своего тела. Постановка темы беседы-диалога:

- Что ты знаешь о строении своего тела?

- Из каких частей оно состоит?

- Для чего человеку нужно знать своё тело?

- Какими способами человек изучал себя, своё тело?

- Почему голова является основной частью тела человека?

- Что помогает нам увидеть и услышать окружающий мир?

- Какие части тела помогают человеку передвигаться?

- Какое назначение выполняет наше туловище?

- Что такое осанка?

- Какого человека ты бы назвал красивым?

  • дидактические игры, направленные на установление взаимосвязи между строением тела, его состоянием и особенностями возраста, пола, видами деятельности человека, состоянием природы и др.
  • игровые задания в форме двигательных этюдов организуются с целью развития развития эмоционально – ценностного отношения к состоянию своего тела.
  • совместные с взрослым проводятся игры – инсценировки.

Тренирующие занятия реализуются через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Эти занятия строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой ДОУ, в частности «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазыриной.

В младшем дошкольном возрасте с помощью тренирующих занятий мы помогаем ребенку научиться понимать «язык» движений, красоту движений. Эти занятия бывают: музыкально – двигательными, изобразительно – двигательными. Основным содержание таких занятий является устное народное творчество и народные подвижные игры.

Тематика занятий в младшем дошкольном возрасте: «Пошел котик на торжок», «Мы веселые ребята», «Тили – тили – тили бом», «Мы веселые матрешки», «Зимушка – Зима», «Я веселый звонкий мяч», «Колобок – колобок» и т.д. Эти занятия проводятся 1 раз в месяц.

Методы:

  • беседа, сопровождаемая чтение малых фольклорных форм или отрывков изручкой народной сказки, рассматривание иллюстраций к устному народному творчеству.
  • игровые задания и проигрывание русской народной подвижной игры.

В старшем дошкольном возрасте тренирующие занятия направлены на развитие самостоятельной двигательной активности. Содержание реализуется тематикой занятий: «Путешествие в сказочный город», «Осень в лесу», «Поиск золотого ключика», «Спорт – это здоровье», «Движение и красота», «Русские народные подвижные игры», «Путешествие капитана Врунгеля».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год