Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развивающие занятия
Автор: Кукольщикова Валерия Дмитриевна Богомолова Екатерина Андреевна   
12.03.2025 16:18

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №13 общеразвивающего вида», г.Сыктывкар, Россия
  • Богомолова Екатерина Андреевна Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №13 общеразвивающего вида», г.Сыктывкар, Россия

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями, а также поиску новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Ключевые слова: фонематический слух, нарушения речи, нарушения звукопроизношения.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

В логопедическом и психологическом словарях термин «фонематический слух» определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

 

На сегодняшний день можно констатировать огромный процент детей с несформированностью звукопроизношения, фонематического слуха.

Проблемы фонематического слуха, как уже доказано многими специалистами, берут свои истоки с раннего детства, когда формируются слуховой гнозис (в первую очередь неречевой слух), простые бытовые артикуляционные умения и двигательная сфера в целом. Какие-либо задержки, искажения развития, серьезные болезни в раннем возрасте влекут за собой нарушение слухо-моторных координаций, которые и являются предтечей формирования фонетико-фонематического восприятия.

В шестилетнем возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в нашей статье.

Итак, выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза.

Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, а также является непременным условием успешного обучения грамоте.

Из вышесказанного можно сделать вывод: ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

  • Упражнения в различении неречевых звуков;
  • Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • Упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Изучив, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста мы определили следующие условия развития фонематического слуха:

1. Проведение работы с учетом особенностей развития каждого ребенка (индивидуальный подход).

Дети различаются по темпу выполнения деятельности: одни работают быстро, другие — медленно. Индивидуальный подход к детям осуществляется с учетом их особенностей.

2. Использование игр, игровых моментов, приемов, направленных на развитие фонематического слуха.

Игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников — память, внимание, мышление и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний.

3. Поэтапное использование игровых приемов.

1. Этап. Различение неречевых звуков:

Игра «Тишина»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания.

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог выкладывает на стол музыкальные игрушки, извлекает звуки, дети называют эти игрушки. Затем предлагает детям закрыть глаза ( «настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).

Игра «Шумовые баночки».

Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Дети слушают звук баночки и по звуку определяют пару.

Игра «Где звенит колокольчик»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Пригласите в круг несколько человек. Ребенок – водящий – в центре круга. Играющие передают за спиной колокольчики. Колокольчик должен звенеть в разных местах круга. Ребенок должен отгадать и показать, за чьей спиной звенит колокольчик.

2. Этап. Умения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом:

Игра «АУ!»

Цель: развитие умения в различении одинаковых слогов, но различных по высоте, силе и тембру голоса

Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему «АУ!», а тот отгадывает, кто кричал.

Игра «Тихо-громко».

Цель: развитие слухового внимания, умения на слух определять силу голоса.

Договариваетесь, что дети будут выполнять определенные действия, когда вы будете произносить слова громко и когда тихо.

Игра «Далеко-близко».

Цель: развитие слухового внимания, умения на слух определять силу голоса.

Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Игра «Узнай по голосу, кто тебя позвал?»

Цель: развитие слухового внимания, умения на слух различать слова и предложения, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом.

Ребенок-ведущий закрывает глаза, а остальные дети по очереди зовут ведущего по имени, при этом меняя голос, ребенок-ведущий угадывает, кто его позвал.

3. Этап. Умения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком:

Игра «Ловушка»

Цель: развитие умения слышать в определенный звук среди других звуков.

Детям дается задание, хлопнуть в ладоши, если услышите определенный звук. Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слышат определенный звук.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Взрослый проговаривает слоги либо мягко, либо твердо, а дети наоборот (па-пя).

Игра «Будь внимателен».

Цель: развивать слуховое внимание, умение различать слова, различающиеся одним звуком

Взрослый показывает и называет картинку с изображением банана, а потом объясняет, что сейчас будет называть картинку правильно и неправильно, а дети должны хлопнуть (топнуть, поднять сигнальную карточку), если взрослый произнесет слово правильно.

Игра «Придумай слово».

Цель: развивать слуховое внимание, умение различать слова, различающиеся одним звуком

Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

Игра «Чем отличаются слова»

Цель: развивать слуховое внимание, умение различать слова, различающиеся одним звуком

Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов[39].

4. Этап. Умения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза:

Цель игровых упражнений – формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  1. «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями».
  2. «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками».
  3. Определение местоположения звука в слове.

Библиографический список.

  1. Ланина Т.Н. Формирование слухового гнозиса в детском возрасте // Логопедия. – 2013. — №2. – С. 39-53.
  2. Миронова С. А. Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192с.
  3. Бушуева Л.С. Игра как средство развития фонематического слуха при обучении грамоте // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №8. – С. 45-47.
  4. Казакова Г.М. Содержание работы педагога на занятиях по формированию готовности детей к школе // Методист. – 2008. — №5. – С. 61-64.
  5. Ланина Т.Н. Формирование слухового гнозиса в детском возрасте // Логопедия. – 2013. — №2. – С. 39-53.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год